• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Школа финансов ВШЭ

119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.

Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")

E-mail:

df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)

Руководство
Руководитель Ивашковская Ирина Васильевна

ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

Школа финансов: Менеджер Непряхина Ульяна Викторовна

+7 495 772 95 90 (доб. 27190)

Школа финансов: Администратор Райн Анна Сергеевна

+7495-772-95-90 (доб. 27447)

Школа финансов: Администратор Липатова Татьяна Геннадьевна

+7495-772-95-90 (доб. 27947)

Школа финансов: Аналитик Осовский Александр Алексеевич

+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86

Статья
The upside-down world of value capture. Do companies in technology sector follow the principles of profitable growth?

V. S. Vinogradova.

The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.

Статья
International capital markets with interdependent preferences: Theory and empirical evidence
В печати

Dergunov I., Curatola G.

Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.

Статья
Patterns of value creation in strategic acquisitions for growth

Vinogradova V.

Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.

Статья
Сравнение подходов к оценке риска со стороны центрального контрагента

Потапов А. И., Курбангалеев М. З.

Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.

Статья
Developing a Scoring Credit Model Based on the Methodology of International Credit Rating Agencies

Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.

Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.

Статья
The New Strategy of High-Tech Companies – Hidden Sources of Growth

Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.

Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.

Статья
Нефинансовые факторы эффективности фармацевтических компаний в России

Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.

Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.

Статья
Time to Extend Credit? Bank Credit Lines During the COVID-19 Pandemic in Russia

Semenova M., Popova P.

Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.

Статья
Do Smart Depositors Avoid Inefficient Bank Runs? An Experimental Study

Semenova M.

Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.

Статья
Cryptocurrency Momentum and Reversal

Victoria Dobrynskaya.

Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.

Статья
Cryptocurrencies Meet Equities: Risk Factors and Asset-pricing Relationships

Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.

International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.

Корпоративная прозрачность как стимул развития

С 2014 года во многих странах мира, в том числе и в России, стали реализовываться различные инициативы, которые призывают, а где-то уже и обязывают компании раскрывать о себе информацию главным образом нефинансового характера. Речь идет прежде всего о тех сведениях, которые должны помочь разобраться, насколько компания ответственна в своих действиях с точки зрения устойчивого развития, управления своими активами и кадрами, формирования социальной политики, а также насколько она ответственно относится к сохранению и поддержанию благополучной окружающей среды.

Школа финансов факультета экономических наук ВШЭ совместно с Российской Региональной Сетью по интегрированной отчетности 18 января провели конференцию, посвященную текущему состоянию и перспективам корпоративной прозрачности российских компаний.

Законодательство, тренды и действительность

Что касается российской действительности, то в соответствии с утвержденной правительством России в мае 2017 года Концепцией развития публичной нефинансовой отчетности, Минэкономразвития завершает общественное обсуждение законопроекта «О публичной нефинансовой отчетности». Кроме того, в декабре 2017 года ЦБ выпустил рекомендации публичным акционерным обществам о раскрытии доходов топ-менеджмента. Анализируя эти нововведения, руководитель аналитического центра ГК «Да-Стратегия» Алексей Журавлев отметил, что за последние три года на рынке стало на 100 прозрачных компаний меньше. Более того, увеличилось количество делистингов на Московской бирже, то есть выросло число компаний, которые поменяли свою организационно-правовую форму с публичного акционерного общества на непубличное. Большая часть компаний (14 из 33), которые будут обязаны публиковать нефинансовую отчетность в соответствии с требованием Концепции НПО, на текущий период не публикуют годовых отчетов вообще.

К положительным тенденциям эксперт отнес возросшее желание российских компаний публиковать информацию об устойчивом развитии, что связывают с планированием выпуска «зеленых облигаций», благодаря которым компании смогут привлечь деньги.

Марина Галушкина, руководитель Российской Региональной Сети (РРС) по интегрированной отчетности, представила ежегодное национальное исследование корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний за 2017 год. Этот проект охватил 956 предприятий, представляющих 25 отраслей. Главным образом это представители банковского и инвестиционно-финансового сектора, а также машиностроения, электроэнергетики и атомной промышленности.

Именно интеллектуальный капитал сегодня является конкурентным преимуществом на рынке

Ивашковская Ирина Васильевна
Руководитель Школы финансов ВШЭ

Примерно 48% из исследуемых компаний используют «традиционный» вид отчетности, который строго соответствует национальным требованиям. Около 42% предприятий предоставляют так называемый «однотомник». Это отчет, который может быть подготовлен как с использованием международных стандартов (международный стандарт интегрированной отчетности, GRI и пр.), так и без них, но с раскрытием существенной именно для устойчивого развития информации. И только 6% компаний в 2017 году предоставили «двухтомник» или два отдельных отчета — годовой и нефинансовый (чаще всего об устойчивом развитии).

Также эксперт добавила, что в среднем качество отчетности растет. Ответственность за ее составление закрепляется за структурными подразделениями. Большая часть компаний включает своих стейкхолдеров в процесс подготовки.

Руководитель Школы финансов НИУ ВШЭ Ирина Ивашковская обратила внимание на то, что именно интеллектуальный капитал сегодня является конкурентным преимуществом на рынке, так как знания о потребностях клиента, способностях поставщиков и персонала, плюс отличительные способы ведения дел внутри фирмы, во-первых, нельзя купить. А, во-вторых, именно они являются теми факторами, которые делают компанию «живой» — способной к восприятию и стимулированию перемен.

Кроме того, профессор Ивашковская отметила, что значимую роль в вопросах интегрированной отчетности играет глобальная инициативная сеть специалистов — World Intellectual Capital Initiative (WICI), которая занимается систематизацией и распространением информации о показателях и формах отражении интеллектуального капитала в нефинансовой отчетности. «Поэтому очень важно на деле ввести такие компоненты в нефинансовую отчетность российских компаний, в которой доминируют вопросы устойчивого и ответственного развития бизнеса. А значит, нужна скрупулезная работа над измерениями и показателями интеллектуального капитала компаний,» — подчеркнула эксперт.

Кто заинтересован в ПНО

В ходе обсуждения вопросов о так называемых заказчиках на нефинансовую отчетность Михаил Бабенко, представляющий программу «Зеленая экономика» WWF России, подчеркнул, что общественность должна знать, что компания делает с точки зрения экологической ответственности. Он также отметил необходимость наличия рейтингов по экологической ответственности, так как это позволяет выстраивать механизм обратной связи между сектором и экологами. Кроме того, рейтинги позволяют сравнивать компании между собой и выстроить взаимодействия с предприятием в части снижения негативных воздействий.

Елена Феоктистова, заместитель председателя Совета РСПП по нефинансовой отчетности, считает, что ПНО нужна для управленческого механизма прежде всего самой компании, так как позволяет лучше понять компанию изнутри. Отсутствие информации, по мнению эксперта, сегодня является риском для компании и ведет к подрыву доверия к ней. Некачественная информация тоже риск как с точки зрения привлечения инвестиций, так и в борьбе за квалифицированные кадры.

Скептически к ПНО относится Игорь Беликов, представляющий Российский институт директоров. По его мнению, в этих отчетах реальность отражается скудно. Кроме того, в западных компаниях логика развития ПНО основана на удовлетворении информационных потребностей самых разных групп стейкхолдеров и отражении роли стейкхолдеров для роста стоимости компании. Между тем в России нефинансовая информация о компании скорее настроена на волну государства как заказчика информации, а не на задачу роста стоимости и ценности бизнеса.

Рейтинг корпоративной прозрачности — 2017

В завершении конференции победителям «Рейтинга корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний — 2017», составленном РРС, были вручены памятные награды. Рейтинг проводится ежегодно по двум номинациям. В номинации государственных корпораций призовые места достались компаниям ТВЭЛ, АО ИК «АСЭ» и АО «Концерн Росэнергоатом». Среди частных компаний победили «Норильский никель», «Лукойл» и АФК «Система».