Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
V. S. Vinogradova.
The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.
Hanif W., Teplova T., Rodina V. et al.
Resources Policy. 2023. Vol. 85. No. B.
Dergunov I., Curatola G.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.
Kopyrina O., Stepanova A. N.
Economic Systems. 2023. Vol. 47. No. 2.
Vinogradova V.
Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.
Потапов А. И., Курбангалеев М. З.
Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.
Sergei Grishunin, Alesya Bukreeva, Suloeva S. B. et al.
Risks. 2023. Vol. 11. No. 1.
Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.
Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.
Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.
Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.
Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.
Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.
Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.
Управление финансовыми рисками. 2023. Т. 73. № 1. С. 18-29.
Fedorova E., Ledyaeva S., Kulikova O. et al.
Risk Analysis. 2023. Vol. 43. No. 10. P. 1975-2003.
Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.
Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.
International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.
Павел Юрьевич преподает на основных образовательных программах ВШЭ, ведет курс в Вышке+. Подробнее о себе и своем профессиональном пути он рассказал корреспонденту Школы финансов.
Как вы стали преподавателем? Чем вам интересна данная профессия? Что вас в ней вдохновляет?
Так получилось, что Павлом Юрьевичем я стал в 19 лет, когда, учась на третьем курсе, вернулся в свою школу преподавать экономику в 10-11 классах. Мне показалось, что я могу доступно объяснить другим то, что знаю сам и чем интересуюсь. Поначалу было очень странно и непривычно, но я до сих пор считаю, что школа – это лучший опыт для педагога. После этого я могу найти общий язык с любым человеком.
Интерес и вдохновение приходят во время занятий, когда у тебя есть реальный шанс обратить других людей в свою веру, заставить задуматься о новых проблемах (или иначе взглянуть на известные), осознать их важность. В этом есть невероятный драйв, именно поэтому я и занимаюсь преподаванием.
Кем вы себя считаете в большей степени – преподавателем/исследователем/практиком? Как вы считаете, что самое важное в вашей работе?
Безусловно, в большей степени я преподаватель. С другой стороны, мне очень помогает практический опыт, который у меня есть и который я стараюсь поддерживать, поскольку уверен, что преподаватель ни в коем случае не должен отрываться о реальности – особенно если речь идет о финансовых дисциплинах, которыми я занимаюсь. Наверное, это и есть самое важное.
Как давно вы работаете в ВШЭ? Когда вы впервые услышали /узнали об этом университете и что подумали? Как бы охарактеризовали Вышку в трех словах?
Я работаю в Вышке с 2017 года. Но у меня очень много друзей и знакомых, которые учились здесь, поэтому впервые я узнал о Вышке еще когда сам учился в школе. Что тогда подумал – честно говоря, уже не помню, это было очень давно. Если охарактеризовать Вышка в трех словах, пусть будет так: большая, активная и трудолюбивая.
В чем сейчас ваш исследовательский интерес? Почему именно эта тематика вас интересует? Какие публикации готовятся к выходу?
Мой исследовательский интерес – в основном практический, связан с регулированием российского фондового рынка. Сейчас меня особенно интересуют розничные финансовые продукты. Пару месяцев назад у меня вышла статья об оптимизации налогообложения с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, а до этого мы с коллегами провели масштабное исследование по рынку FOREX. Из ближайших планов – оценка влияния концентрации финансового сектора в России на стоимость финансовых услуг для населения. Судя по всему, это будет довольно масштабное исследование, пока только подбираюсь к нему.
На ваш взгляд, современный студент-финансист ВШЭ – какой он? Что в последнее время вас поражает (в хорошем смысле) в студентах?
Мне кажется, финансист – это экономист в квадрате. Он очень прагматичен и требователен. Он не будет ничего делать, пока не поймет, зачем это нужно и что он от этого получит. Искусство ради искусства – это вообще не про него. Возможно, кому-то такая жизненная позиция покажется слишком циничной, но лично мне она на 100% понятна, ведь я и сам такой. В студентах, наверное, поражает невероятная работоспособность: они реально целый день проводят в университете, практически живут там – и при этом успевают не только ходить на пары, но и готовиться к ним. Мне еще не так много лет, но боюсь, что я бы уже не смог жить в таком бешеном ритме. Но признаюсь, что я уже не понимаю, какие у них по жизни интересы: что они читают, смотрят и слушают. Например, недавно вот на семинаре пошутил про Ольгу Бузову, а меня с серьезным видом спрашивают: «А кто это?»
Какие изменения ждут профессию финансиста в ближайшее время? Как это повлияет на учебный процесс? Вы адаптируете программы читаемых вами дисциплин под потребности будущего?
Думаю, что профессию финансиста ждут непростые времена. В нашей сфере цифровизация идет особенно быстро – а это значит, что уже в самом ближайшем будущем спросом на рынке будут пользоваться только специалисты самой высокой квалификации. Остальных уже активно заменяют роботы и алгоритмы. В России ситуация осложняется еще и тем, что на фоне кризиса финансовый сектор сжимается и концентрируется. В итоге новых рабочих мест в банках и финансовых компаниях с каждым годом появляется всё меньше, а конкуренция за них растет. Поэтому я уверен, что в будущем профессия финансиста станет не такой массовой, как сейчас, – хотя об элитарности, наверное, пока говорить еще рано. При этом уровень подготовки специалистов точно вырастет – таковы требования рынка.
Мы пересматриваем программы наших дисциплин почти каждый год. Если кратко, то основные тенденции: больше математики, больше кейсов, больше занятий с практикующими специалистами с рынка – особенно в магистратуре. Особое внимание мы уделяем работе с профессиональными базами данных: особая гордость Школы финансов ВШЭ – класс Bloomberg на 10 терминалов, где я провожу НИС. Мы очень рады, что у наших студентов есть возможность познакомиться с этой системой, еще находясь в университете. Я считаю, что это большое конкурентное преимущество.
Какие возможности/образовательные трэки по развитию финансовых компетенций, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными?
Это очень зависит от бэкграунда. Как правило, начиная работать по специальности (или не совсем по специальности), человек быстро понимает, в каких областях ему нужно углубить свои знания. Причем далеко не всегда для этого нужно поступать в магистратуру или проходить полный курс CFA. Сейчас на рынке много краткосрочных интенсивных программ, сфокусированных на каком-то одном узком направлении: например, оценка стоимости компании, алгоритмическая торговля, предпринимательские финансы или даже макроэкономика для финансистов. Не стоит ожидать, что на этих курсах вас сразу научат всему, но вы точно будете знать, в каком направлении двигаться и где искать ответы на интересующие вопросы. Мы в Школе финансов сейчас тоже активно развиваем это направление.
Какая литература обязательна к прочтению по управлению личными финансами? 3 лучших, на ваш взгляд, книги по управлению финансами?
Наверное, эта книга будет сложна для неподготовленного читателя, но я считаю, что лучше «Инвестиций» Уильяма Шарпа (William Forsyth Sharpe) по управлению финансами пока еще ничего не написано. Это абсолютно системный поход (можно разве что отбросить разделы, посвященные американскому фондовому рынку), и это работает. Что касается личных финансов, то из последнего мне понравилась книга «Сам себе финансист» Анастасии Тарасовой: всё очень просто и доступно. И еще, как ни странно, есть неплохая книга по личным финансам из серии «Для чайников».
Какие профильные конференции, научные семинары и т.п. вы планируете посетить/посоветовали бы посетить? (студентам/взрослой аудитории?)
Рекомендовать здесь сложно, всё очень зависит от вашей специализации в финансах. Лично мне интересны конференции, которые организуют «Ведомости», РБК и профессиональные ассоциации. Важно слушать людей с рынка, чтобы быть в курсе, чего ждать и к чему готовиться.
Ваше хобби в свободное время?
Очень люблю кататься на велосипеде. Поэтому очень жду переезда нашего факультета на Покровку: туда будет удобнее добираться, чем на Шаболовку. Надеюсь, велопарковка там тоже будет.
Интервью подготовлено корреспондентом Школы финансов Антоном Брусенцовым
Школа финансов: Доцент