Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.
Hanif W., Teplova T., Rodina V. et al.
Resources Policy. 2023. Vol. 85. No. B.
Dergunov I., Curatola G.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.
Kopyrina O., Stepanova A. N.
Economic Systems. 2023. Vol. 47. No. 2.
Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.
Потапов А. И., Курбангалеев М. З.
Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.
Sergei Grishunin, Alesya Bukreeva, Suloeva S. B. et al.
Risks. 2023. Vol. 11. No. 1.
Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.
Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.
Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.
Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.
Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.
Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.
Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.
Управление финансовыми рисками. 2023. Т. 73. № 1. С. 18-29.
Fedorova E., Ledyaeva S., Kulikova O. et al.
Risk Analysis. 2023. Vol. 43. No. 10. P. 1975-2003.
Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.
Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.
International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.
Российское правительство обсуждает планы эмиссии инфраструктурных облигаций на 1 трлн руб. Таким образом предполагается профинансировать строительство автодорог, жилья, объектов ЖКХ и пр. Николай Берзон, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказывает о том, как работает и насколько актуален такой механизм.
Недавно на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию вице-премьер Марат Хуснуллин призвал руководителей российских регионов оперативно рассмотреть возможности использования инфраструктурных облигаций. Пилотными регионами могут стать Тульская, Нижегородская, Тюменская и Ленинградская области.
О том, что кабинет министров планирует выпустить инфраструктурные облигации на 1 трлн руб., вице-премьер сообщил 17 сентября. «За счет инфраструктурных облигаций мы можем финансировать и инженерную инфраструктуру, и транспорт, и социальную [инфраструктуру], программы комплексного развития», – сказал Марат Хуснуллин.
В ближайшие годы на строительство дорог с помощью облигаций «Автодора» планируется привлечь 500 млрд руб., и, как он уточнил позже, подобрано уже порядка десяти транспортных проектов. Еще 300 млрд руб. планируется привлечь в строительство жилья, оператором будет Дом.РФ, а 200 млрд руб. будет привлечено через выпуск облигаций ВЭБ.РФ.
Директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев называет естественным решение расширить инструментарий для привлечения средств институциональных фондов к финансированию масштабных проектов. Но видит и риски в реализации этой идеи.
В свою очередь Николай Берзон, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ уверен, что размещение инфраструктурных облигаций для нашей страны актуально многие годы, у нас уже удачный опыт привлечения финансирования таким способом. Сооружение инфраструктурных объектов – дело дорогостоящее, и средств бюджета для решения таких задач недостаточно, полагает он.
Размещение инфраструктурных облигаций сегодня актуально, как было актуально и три года, и десять лет назад, поскольку инфраструктура страны оставляет желать лучшего. Инфраструктурные облигации – инструмент, знакомый российскому рынку, впервые эмиссия таких бумаг была зарегистрирована в 2011 году. Было несколько выпусков инфраструктурных облигаций с целью финансирования строительства автомобильных дорог. На мой взгляд, использование этого инструмента было удачным. Можно привести в качестве примера Западный скоростной диаметр, когда для финансирования строительства одного из участков автодороги в Санкт-Петербурге выпустили инфраструктурные облигации – дорога построена и успешно эксплуатируется.
Как следует из самого названия, такие ценные бумаги используются для финансирования объектов инфраструктуры, например, автомобильных дорог, таких крупных объектов как дворцы спорта, сооружения системы ЖКХ и других. Их цель – обеспечить благоприятные условия финансирования крупных, социально значимых проектов. По идее, финансирование таких объектов должно брать на себя государство, а средства для этого брать из тех налогов, что мы платим. Но российский бюджет, как и бюджеты многих других стран, формируется с дефицитом. Поэтому государства часто привлекают частные компании для инвестирования в объект, используя механизм концессионных соглашений, которые заключаются на срок 20-30 и более лет.
Задачей концессионера является привлечение финансирования для строительства или коренной реконструкции объекта, а затем его эксплуатация. Концессионер, получая доход от эксплуатации объекта, выполняет свои обязательства перед владельцами инфраструктурных облигаций, производит выплату купонов и осуществляет погашение облигаций по истечении срока их действия. Например, если это автомобильная дорога – замечу, что частных дорог у нас нет, есть автодороги, переданные в концессию – то за счет платы от пользования такой дорогой. Сооружение инфраструктурных объектов – это дело дорогостоящее, и срок окупаемости вложенных средств весьма велик. Поэтому инфраструктурные облигации имеют длительный срок обращения. Как правило, погашение этих облигаций осуществляется поэтапно, что позволяет эмитенту сгладить денежные потоки.
Если эмитентом инфраструктурных облигаций является частная компания, то по сути – это корпоративные облигации. Принципиальное отличие инфраструктурных облигаций от классических корпоративных облигаций заключатся в том, что денежные средства от эмиссии этих облигаций имеют целевое предназначение: строительство и эксплуатация какого-то объекта.
Важно отметить, что часто государство становится гарантом инфраструктурных облигаций, выпускаемых корпорациями, что поднимает их рейтинг, они воспринимаются как высоконадежные ценные бумаги, поэтому купонные платежи могут быть небольшими. Таким образом, инвестор привлекает дешевые деньги. Примерно так выглядит классическая модель. В ряде случаев государство участвует в софинансировании строительства инфраструктурных объектов. Реализация таких проектов идет на принципах государственно-частного партнерства.
Бывает и так, что непосредственно государство выпускает инфраструктурные облигации, суть от этого не меняется, если их размещают не просто для того, чтобы компенсировать недостаток средств в бюджете, а для того, чтобы построить необходимые стране объекты.