Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
Абрамов А. Е., Анилов А. Э., Гришунин С. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Journal of Corporate Finance Research. 2024. No. 3. P. 26-37.
Ивашковская И. В., Гришунин С. В.
В кн.: Российские корпорации в новой реальности. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 30-50.
Станкевич В. С., Бетина М. С., Зеньков А. И. и др.
nomer-v-pechati. 16. Журнал «Финансы и Бизнес», 2024. № 1.
Пожалуйста, расскажите, чем вы занимаетесь и чем занимается ваша лаборатория?
Я занимаюсь моделированием процентных ставок и рынков облигаций. Мир облигаций очень разнообразен и богат на сложные взаимосвязи, эффекты и факторы самой различной природы. А главное, он гораздо менее изучен, чем мир акций. Вдобавок, изучение облигаций требует гораздо более интересного математического аппарата; иногда существующих моделей или алгоритмов недостаточно — и приходится придумывать новые. Я сам по образованию математик и программист, поэтому мне это всё очень нравится.
Вообще, наша лаборатория занимается математическим моделированием на финансовых рынках и количественными методами оценки финансовых рисков. Эта область требует знаний теории вероятностей и математической статистики, эконометрики, финансовой экономики, финансовых рынков, корпоративных финансов, банковского дела, программирования и навыков работы данными. Разумеется, не обязательно всего сразу.
Область финансовых рисков очень живая: появляются новые финансовые инструменты, меняется структура рынков, возникают новые регуляторные требования, поэтому новые актуальные задачи возникают постоянно. Мы стараемся не отрываться от практики, поэтому наши проекты связаны с прикладными задачами риск-менеджмента и количественной аналитики банков, консалтинговых компаний, бирж и Банка России. Отчасти «держать руку на пульсе» нам помогают выпускники, которые, будучи студентами, участвовали проектах лаборатории, а теперь нашли себя в индустрии.
Лаборатория по финансовой инженерии и риск-менеджменту основана в марте 2007 года для проведения передовых исследований в области финансовой инженерии, риск-менеджмента и актуарных методов для нужд финансовых институтов (банки, управляющие компании и страховщики) и нефинансовых предприятий. Лаборатория сотрудничает с Международной профессиональной ассоциацией риск-менеджеров (PRMIA), Европейской федерацией ассоциаций финансовых аналитиков – Европейской комиссией по облигациям (EFFAS-EBC), Китайской депозитарной и клиринговой компанией государственных ценных бумаг (CGSDTC).
Какую роль лаборатория играет в вашей жизни?
Я изначально пришёл в ВШЭ именно в эту лабораторию. Преподавать начал позже: сначала на полставки, а затем на полную. Для меня лаборатория — это в первую очередь место для общения с коллегами и студентами. Мне нравится обстановка в ней, поэтому я хожу сюда на работу как в офис: с утра и до вечера, хотя в целом нашу работу можно делать хоть из дома, хоть с пляжа на Гоа, был бы ноутбук и интернет. В некотором смысле, для меня лаборатория — олицетворение всей моей работы в ВШЭ, хотя формально значительная часть этой работы проходит по другим подразделениям: моя основная должность — преподавательская, а в лаборатории я на полставки. Для меня очень важна атмосфера человеческого общения, которая царит в лаборатории (что не мешает, впрочем, плодотворно обсуждать научные темы).
Почему наука, а не индустрия? Не ощущаете ли желания «встать к станку»?
В начале я никогда не задумывался. Я знал, что я хочу в аспирантуру, хочу защитить диссертацию. А потом вдруг оказалось, что в ВШЭ за науку платят сносные деньги. Самый частый отзыв, который я слышу от бывших студентов об их работе в банках, — «скучно и однообразно, но платят хорошие деньги». Это не для меня. К тому же, если ты занимаешься исследованиями, то ты «на переднем крае»: ты разрабатываешь те методы, приёмы и модели, которые через некоторое время начнут использовать твои коллеги в индустрии. Ты создаёшь новое. Мне очень важно ощущать, что я не просто делаю «как другие», а именно что создаю что-то новое, в свободном творческом поиске. Ну и, конечно, важна гибкость, которую даёт академическая работа.
...Если ты занимаешься исследованиями, то ты «на переднем крае»: ты разрабатываешь те методы, приёмы и модели, которые через некоторое время начнут использовать твои коллеги в индустрии. Ты создаёшь новое.
Другое дело — что надо не отрываться от индустрии: посещать не только научные, но и профессиональные конференции, общаться с практиками. Тогда и темы курсовых/дипломов будут практически востребованными, и всё остальное будет хорошо.
Как студенты включаются в коллектив? Есть ли обряд посвящения? (шутка) Они для вас друзья, коллеги, подмастерья?»
Посвящения как такового нет, а участие студентов в лаборатории никогда не было формальным процессом. Отчасти это связано с тем, что лаборатория небольшая. Обычная история — когда студенты знакомятся с сотрудниками лабораторий на занятиях или при подготовке курсовых / дипломов. Потом они начинают интересоваться тематикой и приходить, чтобы что-то показать или обсудить по теме своей работы. Затем они начинают приходить, чтобы обсудить что-то вне темы своей работы. А со временем начинают приходить просто пообщаться. Примерно в этот момент мы понимаем, что человек стал частью коллектива.
Оформление в лабораторию обычно лишь фиксирует уже сложившиеся связи студента с лабораторией. Мы стремимся дружить с теми, кто хочет с нами дружить, и работать с теми, кто хочет работать с нами. Итог же зависит от самого студента — от того, как он(а) себя позиционирует.
В настоящее время в рамках Лаборатории проводятся работы по следующим научно-исследовательским проектам:
Школа финансов: Доцент