Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
Абрамов А. Е., Анилов А. Э., Гришунин С. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Journal of Corporate Finance Research. 2024. No. 3. P. 26-37.
Ивашковская И. В., Гришунин С. В.
В кн.: Российские корпорации в новой реальности. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 30-50.
Станкевич В. С., Бетина М. С., Зеньков А. И. и др.
nomer-v-pechati. 16. Журнал «Финансы и Бизнес», 2024. № 1.
Как вы стали преподавателем? Чем вам интересна данная профессия? Что вас вдохновляет в профессии?
Я начала работать ещё во время обучения в институте. Несмотря на то, что была отличницей, получала повышенную стипендию, я не очень хорошо понимала финансовую отчётность. На 4 курсе пошла работать в бухгалтерию сразу на должность главного бухгалтера и мне было необходимо составить отчётности. За 3 месяца работы быстро разобралась и поняла, что бухгалтерский учёт – это же так легко и логично, это такая красивая магия цифр. Преподавание никогда не входило в мои планы, но в тот момент я для себя решила, что смогу рассказать простым языком, как вести бухгалтерский учёт. Через несколько лет после окончания вуза, моя руководительница кафедры пригласила подменить её на семинарах по Управленческому учету. Я попробовала и вдохновилась.
Кем вы себя считаете в большей степени – преподавателем/исследователем/практиком? Как вы считаете, что самое важное в вашей работе?
Хочется сказать, что преподаватель, но я бы не стала преподавателем, не имея практического опыта. Я бы не разделяла что важнее для меня. Мне всегда хочется поделиться тем, что хорошо умею делать, в чем разбираюсь. Мне кажется, что моя миссия – образовывать людей и помочь разобраться в сложных финансовых вопросах.
Как давно вы работаете в ВШЭ? Когда вы впервые услышали / узнали об этом университете и что подумали?
В Вышке я работаю более 17 лет. Профессор Татьяна Владимировна Шишкова пригласила меня на кафедру в то время, когда я защищала диссертацию по управленческому учету. Вышка – креативная, свободная и современная. Я, как преподаватель чувствую себя свободно в своих научных изысканиях и исследованиях. Университет даёт возможность развиваться как преподавателям, так и студентам. По моим наблюдениям, наши студенты отличаются от других, они умеют работать с большим объёмом данных и они стрессоустойчивые.
В чем сейчас ваш исследовательский интерес? Почему именно эта тематика вас интересует? Какие публикации готовятся к выходу?
В последнее время я исследую область интегрированной отчетности и нефинансовых показателей. Эта тема давно витает в воздухе, я изучала некоторые диссертации на эту тему, международную и отечественную практику. Сейчас эта тема развивается в связи с тем, что бизнес стал считать деньги активно, потому что создан такой налоговый режим, что организации вынуждены быть прозрачными. Когда компания начинает обеляться и активно показывать все обороты, которые у них есть, и все расходы, которые они несут, к сожалению, доходы редко преобладают над расходами. Соответственно, у собственника компании возникает вопрос расчёта эффективности. Существует много транзакционных издержек, которые нельзя финансово оценить, оценить эффективность сотрудников, продаж, экономии затрат по денежному эквиваленту иногда не является возможным и возникают другие способы. Это запрос с точки зрения практики, с другой стороны, со стороны государства, уже давно министерство финансов говорит о необходиомсти внедрения нормативных документов, о том, чтобы, в комплект финансовой отчётности входили нефинансовые показатели оценки. Интересно исследовать этот вопрос, готовятся публикации по данной теме.
На ваш взгляд, современный студент-финансист ВШЭ – какой он? Что в последнее время вас поражает (в хорошем смысле) в студентах?
Наши студенты очень много знают и с ними легко работать. На мой взгляд, любая теория без практики мертва. Сегодня студенту необходимо больше практиковаться и строить систему обучения с помощью практических кейсов.
Какие изменения ждут профессию финансиста в ближайшее время? Как это повлияет на учебный процесс? Вы адаптируете программы читаемых вами дисциплин под потребности будущего?
Безусловно, программа адаптируется каждый год, наполнение заданий, практических примеров берутся непосредственно из практики. У финансистов сегодня появляются новые компетенции, необходимо уметь работать с большим объёмом данных, всегда быть в курсе нового в области экономики и финансов, уметь принимать решения быстро по финансовым и нефинансовым показателям. Они должны обладать лидерскими качествами и быстро принимать решения, потому что вокруг всё очень быстро меняется. Сегодняшний финансист должен обладать не только финансовыми знаниями, но и быть эрудированным в других областях.
Какие возможности, образовательные трэки по развитию финансовых компетенций, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными?
Для студентов я бы рекомендовала развивать навыки лидера, где требуется принимать управленческое решение. Если говорить о взрослых людях, которые приходят уже из бизнеса на нашу образовательную программу, то я бы порекомендовала подтянуть компетенции и знания в области основ финансов, предпринимательских финансов, личных финансов и управленческого учёта.
Назовите 3 лучших, на ваш взгляд, книги по управлению финансами.
Моя область – управленческий учёт. По производственной себестоимости я бы рекомендовала прочитать книгу Колина Друри (Colin Drury) «Управленческий и производственный учёт», его книга наиболее полная и классическая. В области системы бюджетирования я рекомендую изучить труды Алана Апчёрча (Alan Upchurch). Также, мне очень нравится учебник моей коллеги, Татьяны Владимировны Шишковой и Ольги Евгеньевны Николаевой «Классический управленческий учёт». Это настольная книга любого предпринимателя, она очень легка для изучения.
Какие профильные конференции, научные семинары и т.п. вы планируете посетить/посоветовали бы посетить?
Я планирую посетить Международный симпозиум "Интеллектуальный капитал: измерения, риски и ведение отчётности", который будет проходить в Школе финансов НИУ ВШЭ 9 апреля.
Также в июне будет отмечаться круглая дата – 20 лет создания International Management Teachers Academy в Бледе Словения. Я там училась на треке по направлению accounting. Меня пригласили как выпускника. Хотелось бы встретиться с коллегами из стран Восточной Европы и обменяться опытом.
Ваше хобби в свободное время?
Я занимаюсь спортом и для меня обязательно пройтись быстрым шагом минимум пять километров через день по лесу. Во время пробежки я вдохновляюсь и заряжаюсь оптимизмом. В 40 лет я решила заняться плаванием и это для меня был вызов. Я поняла, что спорт помогает понять и осознать, как ты в своих личных стратегиях справляешься с трудностями, как ты преодолеваешь сложности, как ты обучаешься, готов ли ты к новому. Это очень здорово и интересно.Школа финансов: Доцент
Школа финансов: Профессор