• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Школа финансов ВШЭ

119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.

Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")

E-mail:

df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)

Руководство
Руководитель Ивашковская Ирина Васильевна

ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

Школа финансов: Менеджер Непряхина Ульяна Викторовна

+7 495 772 95 90 (доб. 27190)

Школа финансов: Старший администратор Галянина Олеся Владимировна

+7 495-772-95-90 (доб. 27447)

Школа финансов: Администратор Липатова Татьяна Геннадьевна

+7 495-772-95-90 (доб. 27947)

Школа финансов: Администратор Чаус Валентина Сергеевна

+7 495-772-95-90 (доб. 27946)

"Финансист должен обладать не только финансовыми знаниями, но и быть эрудированным в других областях"

«Школа финансов в лицах»: Наталия Шепилова, доцент Школы финансов факультета экономических наук, рассказала о своем профессиональном пути и взглядах на будущее финансиста как профессии

Как вы стали преподавателем? Чем вам интересна данная профессия? Что вас вдохновляет в профессии?

Я начала работать ещё во время обучения в институте. Несмотря на то, что  была отличницей, получала повышенную стипендию, я не очень хорошо понимала финансовую отчётность. На 4 курсе пошла работать в бухгалтерию сразу на должность главного бухгалтера и мне было необходимо составить отчётности. За 3 месяца работы  быстро разобралась и поняла, что бухгалтерский учёт – это же так легко и логично, это такая красивая магия цифр. Преподавание никогда не входило в мои планы, но в тот момент я для себя решила, что смогу рассказать простым языком, как вести бухгалтерский учёт. Через несколько лет после окончания вуза, моя руководительница кафедры пригласила подменить её на семинарах по Управленческому учету. Я попробовала и вдохновилась.

Кем вы себя считаете в большей степени – преподавателем/исследователем/практиком? Как вы считаете, что самое важное в вашей работе?

Хочется сказать, что преподаватель, но я бы не стала преподавателем, не имея практического опыта. Я бы не разделяла что важнее для меня. Мне всегда хочется поделиться тем, что хорошо умею делать, в чем разбираюсь. Мне кажется, что моя миссия – образовывать людей и помочь разобраться в сложных финансовых вопросах.

Как давно вы работаете в ВШЭ? Когда вы впервые услышали / узнали об этом университете и что подумали? 

В Вышке я работаю более 17 лет. Профессор Татьяна Владимировна Шишкова пригласила меня на кафедру в то время, когда я защищала диссертацию по управленческому учету. Вышка – креативная, свободная и современная. Я, как преподаватель чувствую себя свободно в своих научных изысканиях и исследованиях. Университет даёт возможность развиваться как преподавателям, так и студентам. По моим наблюдениям, наши студенты отличаются от других, они умеют работать с большим объёмом данных и они стрессоустойчивые.

В чем сейчас ваш исследовательский интерес? Почему именно эта тематика вас интересует? Какие публикации готовятся к выходу? 

В последнее время я исследую область интегрированной отчетности и нефинансовых показателей. Эта тема давно витает в воздухе, я изучала некоторые диссертации на эту тему, международную и отечественную практику. Сейчас эта тема развивается в связи с тем, что бизнес стал считать деньги активно, потому что создан такой налоговый режим, что организации вынуждены быть прозрачными. Когда компания начинает обеляться и активно показывать все обороты, которые у них есть, и все расходы, которые они несут, к сожалению, доходы редко преобладают над расходами. Соответственно, у собственника компании возникает вопрос расчёта эффективности. Существует много транзакционных издержек, которые нельзя финансово оценить, оценить эффективность сотрудников, продаж, экономии затрат по денежному эквиваленту иногда не является возможным и возникают другие способы. Это запрос с точки зрения практики, с другой стороны, со стороны государства, уже давно министерство финансов говорит о необходиомсти внедрения нормативных документов, о том, чтобы, в комплект финансовой отчётности входили нефинансовые показатели оценки. Интересно исследовать этот вопрос, готовятся публикации по данной теме.

На ваш взгляд, современный студент-финансист ВШЭ – какой он? Что в последнее время вас поражает (в хорошем смысле) в студентах?

Наши студенты очень много знают и с ними легко работать. На мой взгляд, любая теория без практики мертва. Сегодня студенту необходимо больше практиковаться и строить систему обучения с помощью практических кейсов.

Какие изменения ждут профессию финансиста в ближайшее время? Как это повлияет на учебный процесс? Вы адаптируете программы читаемых вами дисциплин под потребности будущего?

Безусловно, программа адаптируется каждый год, наполнение заданий, практических примеров берутся непосредственно из практики. У финансистов сегодня появляются новые компетенции, необходимо уметь работать с большим объёмом данных, всегда быть в курсе нового в области экономики и  финансов, уметь принимать решения быстро по финансовым и нефинансовым показателям. Они должны обладать лидерскими качествами и быстро принимать решения, потому что вокруг всё очень быстро меняется. Сегодняшний финансист должен обладать не только финансовыми знаниями, но и быть эрудированным в других областях.

Какие возможности, образовательные трэки по развитию финансовых компетенций, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными? 

Для студентов я бы рекомендовала развивать навыки лидера, где требуется принимать управленческое решение. Если говорить о взрослых людях, которые приходят уже из бизнеса на нашу образовательную программу, то я бы порекомендовала подтянуть компетенции и знания в области основ финансов, предпринимательских финансов, личных финансов и управленческого учёта.

Назовите 3 лучших, на ваш взгляд, книги по управлению финансами. 

Моя область – управленческий учёт. По производственной себестоимости я бы рекомендовала прочитать книгу Колина Друри (Colin Drury)  «Управленческий и производственный учёт», его книга наиболее полная и классическая. В области системы бюджетирования я рекомендую изучить труды Алана Апчёрча (Alan Upchurch). Также, мне очень нравится учебник моей коллеги, Татьяны Владимировны Шишковой и Ольги Евгеньевны Николаевой «Классический управленческий учёт». Это настольная книга любого предпринимателя, она очень легка для изучения.

Какие профильные конференции, научные семинары и т.п. вы планируете посетить/посоветовали бы посетить?

Я планирую посетить Международный симпозиум "Интеллектуальный капитал: измерения, риски и ведение отчётности", который будет проходить в Школе финансов НИУ ВШЭ 9 апреля.

Также в июне будет отмечаться круглая дата – 20 лет создания International Management Teachers Academy в Бледе Словения. Я там училась на треке по направлению accounting. Меня пригласили как выпускника. Хотелось бы встретиться с коллегами из стран Восточной Европы и обменяться опытом.

Ваше хобби в свободное время?

Я занимаюсь спортом и для меня обязательно пройтись быстрым шагом минимум пять километров через день по лесу. Во время пробежки я вдохновляюсь и заряжаюсь оптимизмом. В 40 лет я решила заняться плаванием и это для меня был вызов. Я поняла, что спорт помогает понять и осознать, как ты в своих личных стратегиях справляешься с трудностями, как ты преодолеваешь сложности, как ты обучаешься, готов ли ты к новому. Это очень здорово и интересно.

Итервью подготовлено Антоном Брусенцовым, студентом Факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ