Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
Федорова Е. А., Лазарев М., Балычев С. и др.
М.: КноРус, 2025.
Financial Innovation. 2025. Vol. 11. No. 1.
В кн.: Финансовое моделирование в фирме. М.: КноРус, 2025. Гл. 5. С. 154-174.
Financial Economics. FE. Высшая школа экономики, 2025. No. 96FE2025.
На вопросы корреспондента Школы финансов о содержании исследования ответила доцент Школы финансов Галанова Александра Владимировна
Какие меры по совершенствованию управления государственной региональной собственностью Вы предлагаете в своей работе?
В проведенном исследовании предлагается обширный перечень мер, общий смысл которых состоит в том, что размеры и состав госсобственности регионов должны соответствовать провозглашаемым ими целям и задачам стратегического развития. Субъектам РФ важно постоянно отслеживать, какая собственность имеется и/или должна находиться в их распоряжении, и насколько эффективно с позиций своего целевого назначения она используется.
При этом необходимо повысить общий уровень открытости информации при управлении госсобственностью регионов и активно привлекать общественность, например, при проведении экспертиз государственных проектов и подведении итогов конкурсов (торгов) по реализации государственного регионального имущества в случае его приватизации.
Вы говорите, что доля доходов региональных бюджетов от госсобственности в настоящее время составляет 0,5-2%. Насколько, с Вашей точки зрения, должен увеличиться этот процент?
Сейчас большая часть региональных доходов связана с налоговыми платежами, а доля поступлений от госсобственности в общем объеме доходов незначительна. Поскольку российские регионы очень разные, то динамика и структура доходов от использования государственной региональной собственности также сильно разнятся от региона к региону. На наш взгляд, в вопросах роста доходов от объектов госсобственности в каждом субъекте РФ необходим индивидуальный подход.
В чем Вы видите основную проблему (проблемы) того, что для большинства регионов характерна недостаточность и неочевидность соответствия целей развития с имеющимися у них программами по управлению госсобственностью?
С одной стороны, анализ соответствия сложившейся практики управления государственной собственностью, проведенный в отношении отобранных для исследования регионов, показал, что часто цели их развития сформулированы в документах стратегического планирования в самом общем виде и совершенно не позволяют учесть специфику управления госсобственностью в условиях конкретного субъекта РФ. С другой стороны, в соответствии с Федеральной программой «Управление государственным имуществом» всем российским регионам важно завершить работу по инвентаризации имеющейся у них государственной собственности, оптимизировать ее состав в соответствии с задачами их социально-экономического развития и повысить эффективность управления госсобственностью, предварительно разработав соответствующие показатели оценки этой эффективности.
Что, по-вашему, изменится, если устранить эти проблемы?
Эффективное управление госсобственностью – важная мера для увеличения доходов региональных бюджетов. Региональные органы власти имеют большой потенциал для увеличения доходов своих бюджетов от использования имеющейся у них государственной собственности, поскольку ее размеры по-прежнему достаточно велики. Одновременно предлагаемые в исследовательской работе меры позволили бы усилить общественный контроль за использованием госсобственности.
Корреспондент Школы финансов Альмира Жадигерова