Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
V. S. Vinogradova.
The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.
Hanif W., Teplova T., Rodina V. et al.
Resources Policy. 2023. Vol. 85. No. B.
Dergunov I., Curatola G.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.
Kopyrina O., Stepanova A. N.
Economic Systems. 2023. Vol. 47. No. 2.
Vinogradova V.
Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.
Потапов А. И., Курбангалеев М. З.
Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.
Sergei Grishunin, Alesya Bukreeva, Suloeva S. B. et al.
Risks. 2023. Vol. 11. No. 1.
Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.
Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.
Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.
Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.
Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.
Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.
Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.
Управление финансовыми рисками. 2023. Т. 73. № 1. С. 18-29.
Fedorova E., Ledyaeva S., Kulikova O. et al.
Risk Analysis. 2023. Vol. 43. No. 10. P. 1975-2003.
Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.
Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.
International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.
На вопросы корреспондента Школы финансов о содержании исследования ответила доцент Школы финансов Галанова Александра Владимировна
Какие меры по совершенствованию управления государственной региональной собственностью Вы предлагаете в своей работе?
В проведенном исследовании предлагается обширный перечень мер, общий смысл которых состоит в том, что размеры и состав госсобственности регионов должны соответствовать провозглашаемым ими целям и задачам стратегического развития. Субъектам РФ важно постоянно отслеживать, какая собственность имеется и/или должна находиться в их распоряжении, и насколько эффективно с позиций своего целевого назначения она используется.
При этом необходимо повысить общий уровень открытости информации при управлении госсобственностью регионов и активно привлекать общественность, например, при проведении экспертиз государственных проектов и подведении итогов конкурсов (торгов) по реализации государственного регионального имущества в случае его приватизации.
Вы говорите, что доля доходов региональных бюджетов от госсобственности в настоящее время составляет 0,5-2%. Насколько, с Вашей точки зрения, должен увеличиться этот процент?
Сейчас большая часть региональных доходов связана с налоговыми платежами, а доля поступлений от госсобственности в общем объеме доходов незначительна. Поскольку российские регионы очень разные, то динамика и структура доходов от использования государственной региональной собственности также сильно разнятся от региона к региону. На наш взгляд, в вопросах роста доходов от объектов госсобственности в каждом субъекте РФ необходим индивидуальный подход.
В чем Вы видите основную проблему (проблемы) того, что для большинства регионов характерна недостаточность и неочевидность соответствия целей развития с имеющимися у них программами по управлению госсобственностью?
С одной стороны, анализ соответствия сложившейся практики управления государственной собственностью, проведенный в отношении отобранных для исследования регионов, показал, что часто цели их развития сформулированы в документах стратегического планирования в самом общем виде и совершенно не позволяют учесть специфику управления госсобственностью в условиях конкретного субъекта РФ. С другой стороны, в соответствии с Федеральной программой «Управление государственным имуществом» всем российским регионам важно завершить работу по инвентаризации имеющейся у них государственной собственности, оптимизировать ее состав в соответствии с задачами их социально-экономического развития и повысить эффективность управления госсобственностью, предварительно разработав соответствующие показатели оценки этой эффективности.
Что, по-вашему, изменится, если устранить эти проблемы?
Эффективное управление госсобственностью – важная мера для увеличения доходов региональных бюджетов. Региональные органы власти имеют большой потенциал для увеличения доходов своих бюджетов от использования имеющейся у них государственной собственности, поскольку ее размеры по-прежнему достаточно велики. Одновременно предлагаемые в исследовательской работе меры позволили бы усилить общественный контроль за использованием госсобственности.
Корреспондент Школы финансов Альмира Жадигерова