• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Школа финансов ВШЭ

119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.

Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")

E-mail:

df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)

Руководство
Руководитель Ивашковская Ирина Васильевна

ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

Школа финансов: Менеджер Непряхина Ульяна Викторовна

+7 495 772 95 90 (доб. 27190)

Школа финансов: Администратор Райн Анна Сергеевна

+7495-772-95-90 (доб. 27447)

Школа финансов: Администратор Липатова Татьяна Геннадьевна

+7495-772-95-90 (доб. 27947)

Школа финансов: Аналитик Осовский Александр Алексеевич

+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86

Статья
The upside-down world of value capture. Do companies in technology sector follow the principles of profitable growth?

V. S. Vinogradova.

The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.

Статья
International capital markets with interdependent preferences: Theory and empirical evidence
В печати

Dergunov I., Curatola G.

Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.

Статья
Patterns of value creation in strategic acquisitions for growth

Vinogradova V.

Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.

Статья
Сравнение подходов к оценке риска со стороны центрального контрагента

Потапов А. И., Курбангалеев М. З.

Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.

Статья
Developing a Scoring Credit Model Based on the Methodology of International Credit Rating Agencies

Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.

Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.

Статья
The New Strategy of High-Tech Companies – Hidden Sources of Growth

Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.

Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.

Статья
Нефинансовые факторы эффективности фармацевтических компаний в России

Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.

Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.

Статья
Time to Extend Credit? Bank Credit Lines During the COVID-19 Pandemic in Russia

Semenova M., Popova P.

Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.

Статья
Do Smart Depositors Avoid Inefficient Bank Runs? An Experimental Study

Semenova M.

Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.

Статья
Cryptocurrency Momentum and Reversal

Victoria Dobrynskaya.

Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.

Статья
Cryptocurrencies Meet Equities: Risk Factors and Asset-pricing Relationships

Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.

International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.

Вышка на Coursera: все только начинается

11 образовательных курсов, завершившихся в первый год работы ВШЭ на платформе Coursera, собрали почти 300-тысячную аудиторию. О том, что удалось сделать, на круглом столе в Вышке рассказали сами авторы курсов.

К одиннадцати курсам (семи русскоязычным и четырем англоязычным), которые начались и завершились на Coursera в 2014 году, скоро добавится еще столько же. Один новый курс, «Институциональная экономика», уже стартовал в сентябре, еще два, «Economics of Transition and Emerging Markets» и «Философия культуры», — в конце ноября 2014 года.

Расширение присутствия Вышки на платформе Coursera — это стратегическое решение университета. По словам проректора Сергея Рощина, blended learning, то есть сочетание технологий онлайн- и офлайн-обучения, становится одной из доминирующих тенденций в современном образовании. Но чтобы интернет-технологии можно было эффективно включать в образовательный процесс, курсы, подобные тем, что существуют на Coursera, должны быть не «дискретными», а достаточно регулярными и постоянными.

Что показывают цифры

На 11 первых курсов ВШЭ в 2014 году записались около 290 тысяч человек, при этом доля завершивших обучение разнится от 1% до 17%. Самым массовым стал англоязычный курс «Introduction to Neuroeconomics: How the Brain Makes Decisions», на него записались около 75 тысяч слушателей, а успешно завершили 7,4% из них.

Наиболее целеустремленными оказались слушатели курсов «Финансовые рынки и институты» и «Документы и презентации в LaTeX» — их полностью завершили соответственно 17% и 10% стартовавших. (В среднем для Coursera этот показатель составляет 5%)

Центр внутреннего мониторинга ВШЭ, проведя опросы на «входе» и «выходе» из курсов, составил своеобразный «портрет» слушателя. Впрочем, речь идет скорее о нескольких «портретах». Так, в целом среди слушателей курсов ВШЭ оказалось 57% мужчин и 43% женщин, исключения составили два курса: курс «Core Concepts in Data Analysis» оказался на 70% «мужским», а курс «Understanding Russians» — на 60% женским.

Медианный возраст слушателей — 29 лет, но здесь отмечается существенное и достаточно предсказуемое различие между русско- и англоязычными курсами: слушатели англоязычных курсов в среднем на шесть лет старше. 69% аудитории русскоязычных курсов — из России, 24% аудитории англоязычных курсов — из США, всего же слушателями курсов ВШЭ стали жители 132 стран. На русскоязычных курсах основную массу слушателей составили те, кто имеет диплом бакалавра или специалиста, на англоязычных — выпускники магистратуры.

На освоение материала слушатели тратили 3-4 часа в неделю, наиболее полезными они сочли видеолекции, а вот отношение к форуму (только там и было возможно общение между слушателями, а также с преподавателем) было совсем неоднозначным — 36 процентов слушателей признались, что вовсе не просматривали материалы форума.

Удовлетворены итогами своего обучения на курсах ВШЭ более 90% опрошенных. 84% слушателей намерены обращаться к материалам курса в дальнейшем, 63% хотели бы участвовать в других образовательных программах ВШЭ, причем даже среди слушателей англоязычных курсов этот показатель весьма велик — 40%.

Как преподавать тем, кого не видишь

Запись лекций для Coursera требует от преподавателя не меньших усилий, чем разработка самого курса. Дело не только в технической специфике — ограничении в движениях, определенных требованиях к дикции преподавателя и проч. Для многих исключительно важно при изложении материала установить зрительный и вербальный контакт с аудиторией, моментально фиксировать, понимают тебя слушатели или нет. Об этом говорил, в частности, Николай Берзон, автор самого первого курса ВШЭ на Coursera «Финансовые рынки и институты». Курс профессора Берзона уникален еще и тем, что с некоторыми слушателями преподаватель сумел поговорить лично — для тех из них, кто живет в Москве, была организована полуторачасовая встреча с ним в одном из зданий ВШЭ.

Существует мнение, что MOOC помогают университетам выполнять скорее просветительскую, чем образовательную функцию. Но Николай Берзон считает, что курсы из Coursera потенциально можно включать в программы учебных дисциплин в университете

Другая особенность, которую нужно учитывать при подготовке курса, — «раздробленность», сильно различающийся уровень подготовки потенциальных слушателей. Большинство первых курсов Вышки носили «вводный» характер, и для одних слушателей казались слишком легкими, для других — тяжелыми. Автор курса «Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communication» Мира Бергельсон в шутку заметила, что многие слушатели, видимо, не дочитали название курса. В результате на курсе оказались как специалисты по межкультурной коммуникациям, так и люди, которые решили, что им просто «будут рассказывать, как себя вести с русскими».

Как ставить оценки слушателям

Учебный курс на Coursera — это не просто цикл видеолекций. Это и задания, по которым можно оценить, насколько слушатели успевают в освоении материала. Некоторые задания «встроены» в сами лекции — в виде «квизов», вопросов, «всплывающих» на экране. Но есть и привычные всем тесты по итогам лекций. Разработка этих тестов и оценивание их результатов в гуманитарных курсах, где правильный ответ трудно выразить в числовом виде и даже в форме «да/нет», подчас требует нетривиальных подходов.

Итоговая оценка за курс может включать так называемый peer assessment, когда сами слушатели проверяют ответы друг друга — разумеется, по определенным автором курса критериям. Здесь возникает вопрос доверия, ведь перепроверить все работы преподаватель физически не в состоянии. «Вес» peer assessment в итоговой оценке каждый преподаватель устанавливает самостоятельно. Например, автор курса «Core Concepts in Data Analysis» Борис Миркин выделил для него только 10%, а вот автор курса «Документы и презентации в LaTeX» Данил Федоровых — 25%.

Каждый из слушателей курса Федоровых должен был оценить не менее трех чужих работ, окончательный балл определялся медианной оценкой. Последующий анализ показал, что друг друга слушатели оценивали вполне адекватно: среднее отклонение от медианы не превышало 6%, и сам преподаватель, выборочно перепроверивший некоторые работы, каждый раз в целом соглашался с медианной оценкой.

Как не «утонуть» на форуме курса

Впечатления преподавателей от форумов, которые открывались к каждому курсу, были, пожалуй, наиболее яркими и противоречивыми. О том, что на форуме можно столкнуться как с профессиональными, обстоятельными комментариями по сути предмета, так и со злостным «оффтопом» на самые странные темы, говорила автор курса «Основы корпоративных финансов» Ирина Ивашковская. «Нужно отдавать себе отчет, что эту аудиторию мы не контролируем, что это — океан», — заметил, в свою очередь, Сергей Рощин.

И хотя «тролли» задают работы модераторам, форум выполняет очень важную функцию для самих слушателей, дифференцируя их. «Новички» могут быстро получить ответ на интересующие их вопросы по теме предмета, а более «продвинутые» слушатели получают возможность побыть в роли преподавателей. Николай Берзон отметил, что на форуме его курса можно было встретить профессиональных трейдеров, которые на конкретных примерах объясняли, как работает финансовый рынок.

Coursera — не только просветительство, но и образование

Мира Бергельсон сравнила массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) со средневековыми университетами, где важно было не «что», а «как» и «кто» учит — очень большое значение для слушателей Coursera имеет имя и харизма преподавателя. Существует мнение, что MOOC помогают университетам выполнять скорее просветительскую, чем образовательную функцию. Но , например, Николай Берзон считает, что курсы из Coursera потенциально можно включать в программы учебных дисциплин в университете.

А Борис Миркин, подробно рассказавший о том, как был устроен его весьма сложный курс по анализу данных, свое отношение к этому проекту выразил кратко: «Хочется еще».