• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Школа финансов ВШЭ

119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.

Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")

E-mail:

df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)

Руководство
Руководитель Ивашковская Ирина Васильевна

ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

Школа финансов: Менеджер Непряхина Ульяна Викторовна

+7 495 772 95 90 (доб. 27190)

Школа финансов: Администратор Райн Анна Сергеевна

+7495-772-95-90 (доб. 27447)

Школа финансов: Администратор Липатова Татьяна Геннадьевна

+7495-772-95-90 (доб. 27947)

Школа финансов: Аналитик Осовский Александр Алексеевич

+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86

Статья
The upside-down world of value capture. Do companies in technology sector follow the principles of profitable growth?

V. S. Vinogradova.

The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.

Статья
International capital markets with interdependent preferences: Theory and empirical evidence
В печати

Dergunov I., Curatola G.

Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.

Статья
Patterns of value creation in strategic acquisitions for growth

Vinogradova V.

Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.

Статья
Сравнение подходов к оценке риска со стороны центрального контрагента

Потапов А. И., Курбангалеев М. З.

Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.

Статья
Developing a Scoring Credit Model Based on the Methodology of International Credit Rating Agencies

Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.

Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.

Статья
The New Strategy of High-Tech Companies – Hidden Sources of Growth

Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.

Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.

Статья
Нефинансовые факторы эффективности фармацевтических компаний в России

Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.

Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.

Статья
Time to Extend Credit? Bank Credit Lines During the COVID-19 Pandemic in Russia

Semenova M., Popova P.

Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.

Статья
Do Smart Depositors Avoid Inefficient Bank Runs? An Experimental Study

Semenova M.

Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.

Статья
Cryptocurrency Momentum and Reversal

Victoria Dobrynskaya.

Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.

Статья
Cryptocurrencies Meet Equities: Risk Factors and Asset-pricing Relationships

Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.

International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.

Рынок криптовалют работает по тем же законам, что и фондовый рынок, но в разы быстрее

Рынок криптовалют работает по тем же законам, что и фондовый рынок, но в разы быстрее

© iStock

Проанализировав изменение цен почти 2000 криптовалют на протяжении семи лет, доцент факультета экономических наук ВШЭ Виктория Добрынская выяснила, что принципиальных различий в поведении привычных активов и криптовалют нет. Оно подчиняется тем же законам, но цены меняются намного быстрее: те процессы, которые на традиционных рынках занимают год, на рынке криптовалют проходят примерно за месяц. Препринт статьи опубликован на сайте SSRN.

Финансистам известны две закономерности, связывающие цены на активы за прошедший и будущий периоды: моментум-эффект (если цены на бумаги, которые росли в прошлом, продолжат расти и дальше) и обратный ему реверсал-эффект (когда прибыльным становится вложение в акции, которые недавно подешевели). Многочисленные исследования подтверждают, что на фондовом рынке первый из них заметен в краткосрочном периоде (до года), а второй — при более длинных сроках (1–5 лет).

Вопрос о том, проявляются ли эти закономерности на рынке криптовалют и отличается ли их действие от наблюдаемого на рынках традиционных ценных бумаг, пока открыт: одни экономисты находят в краткосрочном периоде моментум-эффект, другие отмечают, что он есть, но не значим, третьи вообще указывают на реверсал-эффект уже в краткосрочном периоде. Столь различные результаты получаются потому, что в исследованиях используются разные (часто небольшие) выборки криптовалют, рассматриваются различные периоды времени и сроки реализации стратегий.

Виктория Добрынская

Виктория Добрынская собрала данные об изменении цены всех криптовалют с капитализацией выше 1 млн долларов (их насчитывалось около 2000 на конец 2020 года). Экономист рассмотрела множество моментум-стратегий со сроками владения от 1 до 12 недель и сроками расчета прошлой доходности от 1 недели до 2 лет. Период, за который собирались данные, начинается с самого подъема популярности криптовалют и охватывает 2014–2020 годы. 

«На настоящий момент это исследование является наиболее полным, поскольку в нем рассмотрено большое количество различных спецификаций моментум-стратегий, они применены ко всем крупным криптовалютам с капитализацией более 1 млн долларов и охватывают практически всю историю криптовалютного рынка. Кроме того, это первая научная работа, которая рассматривает спецификации моментум-стратегий с периодами удержания криптовалют более 1 месяца», — отметила автор работы.   

Моментум-портфели формируются следующим образом: криптовалюты ранжируются на основе данных о прибыльности за некоторый прошлый период (от 1 недели до 2 лет), инвестор покупает 30% наиболее доходных и продает 30% наименее доходных криптовалют и какое-то время (от 1 недели до 3 месяцев) держит получившийся набор у себя. После этого процедура повторяется, состав портфолио меняется.

Результаты показали, что если перебалансировать такой портфель часто (каждую неделю), то его доходность зависит от периода, на основе которого ранжировались криптовалюты, и от периода владения, причем эта зависимость обратная: чем эти периоды длиннее, тем менее выгодным оказывается вложение, а начиная со срока в 4 недели такие портфели становятся убыточными (т.е. наблюдается реверсал-эффект). При этом разница в доходности очень велика: от 70% годовых при периоде ранжирования и владения 2 недели до около –1000% годовых при периоде ранжирования 1–2 недели и периоде владения 10–12 недель. 

«Мы наблюдаем очень сильный реверсал-эффект в долгосрочном периоде. Причем долгосрочный период на рынке криптовалют наступает значительно раньше, чем на традиционных финансовых рынках, — после 1 месяца. Это также свидетельствует о “высоком метаболизме криптовалют”, о котором говорят многие экономисты», — прокомментировала Виктория Добрынская. 

Однако, как отмечает автор статьи, еженедельная купля-продажа криптовалют для перебалансировки портфеля связана со значительными транзакционными издержками, и на практике более рациональными будут стратегии с бóльшими сроками. Автор показывает, что если проводить ревизию портфеля реже (каждые 2–8 недель), то зависимость будет схожей. Максимальный моментум-эффект наблюдается при периоде сортировки, удержания и перебалансировки в 2 недели, а при увеличении этих периодов доходности падают, и мы наблюдаем реверсал-эффект начиная со сроков 4–6 недель. 

Таким образом, цены на рынке криптовалют меняются по тем же правилам, что и на традиционных финансовых рынках, но значительно быстрее. Моментум-эффект заметен при сроках владения и расчета прибыльности менее месяца, а при бóльших сроках проявляется реверсал-эффект, причем даже более сильный (на рынках ценных бумаг граница проходит по сроку в 1 год).

«В работе выявлены общие закономерности криптовалютного рынка, однако стоит понимать, что, реализуя подобные моментум-стратегии для небольшой выборки криптовалют и на достаточно коротких интервалах времени, можно получить совсем другие результаты. Рынок действительно очень волатильный и сильно подвержен любым новостям и инновациям, поэтому мы не знаем, куда он пойдет в будущем. Доходности стратегий моментум и реверсал, которые мы оценили, — это средние доходности за почти семь лет, но, если посмотреть на динамику доходности каждой стратегии во времени, мы наблюдаем эпизоды роста и падения, т.е. эти стратегии сопряжены с достаточно высоким риском. Правда, они не подвержены рыночному риску и не принесли убытков даже в разгар кризиса COVID-19 в 2020 году, когда весь криптовалютный рынок просел. Поэтому эти стратегии могут быть интересны для диверсификации рисков», — пояснила автор работы, доцент факультета экономических наук ВШЭ Виктория Добрынская.