Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.
Hanif W., Teplova T., Rodina V. et al.
Resources Policy. 2023. Vol. 85. No. B.
Dergunov I., Curatola G.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.
Kopyrina O., Stepanova A. N.
Economic Systems. 2023. Vol. 47. No. 2.
Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.
Потапов А. И., Курбангалеев М. З.
Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.
Sergei Grishunin, Alesya Bukreeva, Suloeva S. B. et al.
Risks. 2023. Vol. 11. No. 1.
Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.
Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.
Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.
Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.
Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.
Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.
Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.
Управление финансовыми рисками. 2023. Т. 73. № 1. С. 18-29.
Fedorova E., Ledyaeva S., Kulikova O. et al.
Risk Analysis. 2023. Vol. 43. No. 10. P. 1975-2003.
Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.
Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.
International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.
Необычные способы инвестирования, например коллекционирование игрушек, могут приносить хороший доход. Так, снятые с производства наборы LEGO растут в цене на 11% в год — быстрее, чем золото, акции и облигации, показали экономисты из ВШЭ. Статья опубликована в журнале Research in International Business and Finance.
Согласно опросу Barclays, богатые люди инвестируют примерно 10% средств в драгоценности, предметы искусства, антиквариат, коллекционные вина и автомобили (помимо традиционных вложений в ценные бумаги). Особенно высок спрос на такие товары (и рост цен на них) в развивающихся странах: Китае, России и государствах Ближнего Востока. Этот способ разнообразить вложения хорошо изучен, в отличие от более необычных предметов, покупка которых может показаться несерьезным занятием: наборов LEGO, кукол Барби, фигурок супергероев, моделей машин или поездов.
«Мы привыкли к тому, что если люди покупают какие-то вещи ради инвестиций, то это драгоценности, антиквариат или предметы искусства. Однако есть и другие варианты, например коллекционные игрушки. На вторичном рынке LEGO каждый день совершаются десятки тысяч сделок. Даже учитывая небольшую стоимость большинства наборов, это огромный рынок, который мало знаком традиционным инвесторам», — рассказала один из авторов исследования, доцент факультета экономических наук ВШЭ Виктория Добрынская.
Виктория Добрынская
Наборы конструктора могут быстро расти в цене, и тому есть несколько причин. Во-первых, их производят в ограниченных объемах, особенно специальные коллекции, посвященные культовым фильмам, книгам или историческим событиям. Во-вторых, после завершения продаж количество игрушек, доступных на вторичном рынке, оказывается невелико: многие владельцы не видят в них ценности (и детали теряются или выбрасываются), другие же, наоборот, придают им большое значение и не хотят продавать. В-третьих, конструктор выпускается на протяжении нескольких десятилетий и имеет немало поклонников среди взрослых. Логично предположить, что чем больше времени проходит с момента выпуска набора, тем больше их будут ценить как классический образец или предмет ностальгии и тем меньше их останется на рынке. Однако полноценных исследований, в которых проверялось бы это предположение, до сих пор не проводилось.
Авторы статьи изучили цены на 2322 набора LEGO за период 1987–2015 годов, в датасет вошли данные о продажах на первичном рынке и сделках на онлайн-аукционах (из них отбирались только продажи новых, неоткрытых наборов). Цены на вторичном рынке начинают расти через два-три года после выхода конструктора, но в целом меняются очень по-разному: от –50 до +600% в год. Маленькие и очень большие наборы дорожают быстрее, чем средние, — вероятно, потому, что маленькие наборы часто содержат уникальные детали или фигурки, а очень большие выпускаются реже и больше привлекают взрослых. Также хорошо прибавляют в цене наборы, посвященные известным зданиям, фильмам или популярным праздникам (самые дорогие из них: «Тысячелетний сокол», «Кафе на углу», «Тадж-Махал», «Звезда смерти II» и «Имперский звездный разрушитель»). Отдельную категорию составляют наборы, продававшиеся очень короткое время либо раздаваемые на промоакциях компании: редкость добавляет им ценности в глазах коллекционеров.
В среднем наборы LEGO прибавляют в цене 10–11% в год (и выше, если новый набор был куплен на первичном рынке со скидкой) — это больше, чем дают акции и облигации, золото и многие предметы коллекционирования, такие как марки и вина. Кроме того, цены на наборы слабо зависят от ситуации на фондовом рынке (они росли даже в кризисном 2008 году) и относительно невысоки (по сравнению с предметами искусства, антиквариатом и автомобилями), что делает их надежным и доступным способом инвестиций. Однако, отмечают авторы работы, вложения в LEGO оправдывают себя лишь в долгосрочной перспективе, от трех лет, и связаны с бóльшими расходами (на доставку, хранение), чем вложения в ценные бумаги.
«Инвесторы в LEGO получают немалую доходность от перепродажи нераспакованных наборов, особенно редких наборов, выпущенных небольшим тиражом или давно ушедших с прилавков магазинов. Наборы, выпущенные 20–30 лет назад, вызывают чувство ностальгии у фанатов LEGO, и цены на них зашкаливают. Но несмотря на высокую доходность LEGO на вторичном рынке в целом, не все наборы одинаково успешны, и нужно быть поистине фанатом LEGO, чтобы разбираться в тонкостях рынка и увидеть инвестиционный потенциал определенного набора», — добавила Виктория Добрынская.