Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.
Hanif W., Teplova T., Rodina V. et al.
Resources Policy. 2023. Vol. 85. No. B.
Dergunov I., Curatola G.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.
Kopyrina O., Stepanova A. N.
Economic Systems. 2023. Vol. 47. No. 2.
Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.
Потапов А. И., Курбангалеев М. З.
Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.
Sergei Grishunin, Alesya Bukreeva, Suloeva S. B. et al.
Risks. 2023. Vol. 11. No. 1.
Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.
Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.
Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.
Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.
Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.
Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.
Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.
Управление финансовыми рисками. 2023. Т. 73. № 1. С. 18-29.
Fedorova E., Ledyaeva S., Kulikova O. et al.
Risk Analysis. 2023. Vol. 43. No. 10. P. 1975-2003.
Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.
Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.
International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.
Курс Николая Берзона тематически был разделен на три основных блока. Сначала рассматривались вопросы, связанные с текущим состоянием финансовых рынков, их развитием и будущим. Второй блок был посвящен финансовым институтам, функционирующим на рынках. А завершался курс рассказом об основных финансовых инструментах — как обычных (акции и облигации), так и гибридных.
Формат Курсеры требует от преподавателя нового способа организации занятий. Вряд ли у интернет-слушателей хватило бы терпения и времени смотреть двухчасовую трансляцию лекции. Поэтому каждая лекция, подготовленная Николаем Берзоном, состояла из нескольких фрагментов по 8-12 минут. Смотреть их можно было не все сразу, а последовательно — когда слушателю было удобно. Кроме того, в каждое видео встроен квиз (quizz) — вопрос на понимание. Выглядит это так: на третьей-четвертой минуте видеозапись останавливается, и на экране появляется вопрос, на который нужно ответить. Правильным был ответ или нет, слушатель узнает сразу же и может продолжать просмотр лекции.
«На обычном занятии я могу в спокойном темпе рассказывать студентам тему и по ходу дела отвечать на их вопросы, видеть их реакцию, вовремя замечать, что им ясно или нет, а вот здесь такой обратной связи не было, — говорит о различиях онлайновых и офлайновых лекций профессор Берзон. — Занятие необходимо было очень четко структурировать. При этом я не мог отвлечься, прекратить свою речь и даже резко повернуть голову, потому что меня снимала камера. Это было весьма непривычно и нелегко. В университете я не читаю классических лекций, все мои занятия похожи на беседу или обсуждения, но здесь я не ощущал контакта со слушателями — были только я и объектив камеры».
Для налаживания обратной связи был открыт специальный форум, на котором все желающие могли задать лектору интересующие их вопросы. Вопросов оказалось так много, что Николай Берзон решил организовать очную встречу с наиболее активными слушателями. На нее пришли около 100 человек, кроме того с нее велась онлайн-трансляция. «Мне задавали множество вопросов, правда, на все ответить не удалось — каждый вопрос тянул за собой цепочку других, — поясняет лектор. — Однако встреча также была ценна тем, что слушатели смогли очно пообщаться со мной, а я — увидеть тех, кому интересен мой курс».
По итогам каждой из девяти недель обучения слушатели сдавали тест. Структура теста, количество и форма заданий в нем, определяются самим лектором, но вопросы, разумеется, охватывают весь представленный за неделю материал. Тест полностью компьютеризирован, ответы проверяются автоматически — когда имеешь дело с тысячами студентов (а на курс Николая Берзона первоначально записались более 16 тысяч человек), проверить, а тем более прокомментировать все ответы вручную просто невозможно.
Система оценивания результатов тестов также определяется автором курса. Профессор Берзон предложил своим слушателям достаточно мягкий вариант: на выполнение каждого теста отводились три попытки, и засчитывалась в итоге самая удачная из них. Финальная оценка складывалась по накопительной системе.
Все девять тестов выполнили около двух тысяч человек — больше 12 процентов от начального числа слушателей. Этот показатель немного превышает средний по Курсере. Как показывает практика, курсы до конца проходят от 5 до 15 процентов записавшихся на них. Не секрет, что низкий коэффициент «дожития» служит одним из главных аргументов критиков массовых образовательных онлайн-курсов. Но важно понимать, что, во-первых, на таких курсах нет входного порога (вступительных экзаменов «абитуриенты» не сдают), а, во-вторых, низкие относительные показатели компенсируются высокими абсолютными.
Сегодня бытует мнение, что через 10-15 лет классическая форма вуза изживет себя, и все обучение будет проходить в формате онлайн-лекций. Не знаю. Я считаю, что важно не забывать о том, что онлайн-занятие не заменит живого общения студента и преподавателя
Среди слушателей курса «Финансовые рынки и институты», основную долю которых составили уже работающие по профессии выпускники, в то же время оказалось немало студентов. У них есть возможность посещать занятия Николая Берзона «вживую», поступив в Вышку. Профессор преподает и в бакалавриате, и в магистратуре, и на программах дополнительного образования ВШЭ.
«Сегодня бытует мнение, что через 10-15 лет классическая форма вуза изживет себя, и все обучение будет проходить в формате онлайн-лекций, — говорит Николай Берзон. — Не знаю. Я считаю, что важно не забывать о том, что онлайн-занятие не заменит живого общения студента и преподавателя».
Марат Рахимов, студент 1 курса магистратуры факультета медиакоммуникаций, практикант новостной службы портала ВШЭ
Берзон Николай Иосифович
ординарный профессор ВШЭ