• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Школа финансов ВШЭ

119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.

Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")

E-mail:

df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)

Руководство
Руководитель Ивашковская Ирина Васильевна

ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

Школа финансов: Менеджер Непряхина Ульяна Викторовна

+7 495 772 95 90 (доб. 27190)

Школа финансов: Администратор Райн Анна Сергеевна

+7495-772-95-90 (доб. 27447)

Школа финансов: Администратор Липатова Татьяна Геннадьевна

+7495-772-95-90 (доб. 27947)

Школа финансов: Аналитик Осовский Александр Алексеевич

+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86

Статья
The upside-down world of value capture. Do companies in technology sector follow the principles of profitable growth?

V. S. Vinogradova.

The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.

Статья
International capital markets with interdependent preferences: Theory and empirical evidence
В печати

Dergunov I., Curatola G.

Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.

Статья
Patterns of value creation in strategic acquisitions for growth

Vinogradova V.

Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.

Статья
Сравнение подходов к оценке риска со стороны центрального контрагента

Потапов А. И., Курбангалеев М. З.

Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.

Статья
Developing a Scoring Credit Model Based on the Methodology of International Credit Rating Agencies

Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.

Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.

Статья
The New Strategy of High-Tech Companies – Hidden Sources of Growth

Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.

Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.

Статья
Нефинансовые факторы эффективности фармацевтических компаний в России

Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.

Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.

Статья
Time to Extend Credit? Bank Credit Lines During the COVID-19 Pandemic in Russia

Semenova M., Popova P.

Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.

Статья
Do Smart Depositors Avoid Inefficient Bank Runs? An Experimental Study

Semenova M.

Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.

Статья
Cryptocurrency Momentum and Reversal

Victoria Dobrynskaya.

Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.

Статья
Cryptocurrencies Meet Equities: Risk Factors and Asset-pricing Relationships

Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.

International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.

Только 2% россиян активно продают и покупают акции

7 февраля в ГУ-ВШЭ прошел круглый стол исследователей и финансистов-практиков "Развитие финансовой культуры российского населения".

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов так определил цель и задачи встречи в Вышке с участием известных российских экономистов, социологов и практиков: "У нас сейчас есть возможность не только работать в рамках сложившихся институтов, но и в определенных пределах их модифицировать. Однако надо учитывать, что до сих пор не разработан важнейший аспект, который оказывает достаточно серьезное воздействие на эффективность сложившихся институтов - это проблема экономической культуры населения. Здесь мы должны подразумевать не только ценностные вещи, не только определенные установки. В первую очередь надо говорить о накопленных компетенциях - знаниях, навыках и умении их использовать, в том числе на рынке. Россияне, как правило, плохо знают вопрос, который мы сегодня обсуждаем. Финансовые, инвестиционные рынки, реальные возможности личных сбережений - все это темы, для нашего населения неизвестные".

Я. Кузьминов также подчеркнул, что сейчас широко распространено экстенсивное потребление и не используются классические накопительные инструменты. "Население тратит деньги неэффективно, - сказал ректор. - Причем схожую картину мы видим на фондовом рынке, рынке жилищного строительства, рынках потребительском и страховом".

"И граждане, у которых уже есть достаточные средства, и те, кто намеревается обрести их завтра, готовы модифицировать свое поведение, потребление станет более рациональным, если будет предложен достаточно внятный и достоверный инструментарий", - считает ректор ГУ-ВШЭ.

Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), согласен с тем, что у населения появляются значительные суммы денег, но механизм их использования не отлажен, а потому "они могут стать "проклятием" для государства". В качестве метафоры он привел пробки на дорогах: такие же "пробки" могут возникнуть и в финансовой сфере без нормальной организации денежных потоков.

Андрей Суриков, директор по маркетингу ООО "Атон", отметил, что власть все-таки начинает осознавать важность фондового рынка, но пока этот процесс носит стихийный характер, что мешает эффективному планированию. По его мнению, реклама в СМИ различных инвестиционных программ мало действенна, поэтому пора использовать новые PR-технологии, например, из ряда тех, что успешно применялись во время кампании по введению евро.

Кто же станет первоначальной целевой аудиторией планируемых финансово-просветительских программ? Участники встречи привели данные специализированных исследований: сегодня 2% россиян имеют активный опыт купли-продажи акций, 10% - реально располагают акциями, а между этими категориями находятся 6-7% тех, кто был бы готов в ближайшие годы инвестировать свой капитал - под них как раз наиболее эффективно разрабатывать программы на начальном этапе. А. Ослон привел данные ФОМа, в соответствии с которыми 30% россиян "допускают разговор об акциях", а вот около 70% - даже не понимают, по сути, что это такое.

Рубен Варданян, президент Группы компаний "Тройка Диалог", говоря о темпах роста российского фондового рынка, отметил, что у Москвы сейчас хорошие шансы догнать по уровню развития фондовые рынки Шанхая и Нью-Йорка.

Олег Вьюгин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), считает, что в нашей стране сейчас "низкая склонность к сбережениям". На его взгляд, проблема заключается в том, что населению пока не предлагаются серьезные перспективные продукты, которые можно было бы воспринимать как определенные общественные блага. Поэтому здесь, с одной стороны, важно работать над культурно-информационным аспектом освещения уже имеющихся предложений, с другой - продолжать разрабатывать привлекательные в перспективе длительного накопления программы.

Иван Тырышкин, генеральный директор ООО "Атон", указал на важность активного развития инфраструктуры отечественного инвестиционного рынка, что сделало бы его привлекательным для российских граждан.

Заместитель генерального директора "ИМА-консалтинг" Анна Лекич рассказала о подготовке программы финансового просвещения на федеральном и региональном уровнях. По ее словам, сейчас ведутся активные обсуждения с губернаторами и выбирается регион, где можно будет осуществить пилотное внедрение системы мер по повышению финансовой грамотности населения.

Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики (НИСП), доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ, выделила два типа финансового поведения: сберегательный и кредитный, отметив, что склонность к кредитному поведению у разных доходных групп разная. Чтобы не снижать тягу к кредитному типу поведения, на ее взгляд, важно помнить, что общественный резонанс от неуспешной программы, как правило, сильнее, чем от какой-либо удачной. «Пиар здесь не работает - полезнее развивать финансовую и юридическую грамотность населения, тогда привлекательные продукты найдут своего клиента», - сказала Т.Малева. Кроме того, у больших социальных групп населения есть спрос на образовательные кредиты. Но сегодня этот инструмент плохо работает. А ведь рост образования, в том числе, работает на повышение финансовой грамотности и культуры населения.

Директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон заявил, что исследователи в настоящее время не располагают необходимыми репрезентативными данными о финансовом поведении россиян. Для этого, по его мнению, нужно проводить панельные исследования. В целом здесь "необходима осторожность и глубокое знание".

Александр Семеняка, генеральный директор государственного Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, подчеркнул, что государству вместо стимулирования индивидуальных инвесторов следует развивать институт коллективных инвесторов, в частности, ПИФов.

Участники заседания решили создать рабочую группу для предварительного определения мер по развитию финансовой культуры населения. В этом вопросе полезно сделать "тонкую настройку" механизмов применительно к разным целевым группам и разработать эффективную систему рационального воздействия в среднесрочной перспективе, подытожил ректор ГУ-ВШЭ.

 

Пресс-служба ГУ-ВШЭ