• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Школа финансов ВШЭ

119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.

Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")

E-mail:

df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)

Руководство
Руководитель Ивашковская Ирина Васильевна

ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

Школа финансов: Менеджер Непряхина Ульяна Викторовна

+7 495 772 95 90 (доб. 27190)

Школа финансов: Администратор Райн Анна Сергеевна

+7495-772-95-90 (доб. 27447)

Школа финансов: Администратор Липатова Татьяна Геннадьевна

+7495-772-95-90 (доб. 27947)

Школа финансов: Аналитик Осовский Александр Алексеевич

+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86

Статья
The upside-down world of value capture. Do companies in technology sector follow the principles of profitable growth?

V. S. Vinogradova.

The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.

Статья
International capital markets with interdependent preferences: Theory and empirical evidence
В печати

Dergunov I., Curatola G.

Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.

Статья
Patterns of value creation in strategic acquisitions for growth

Vinogradova V.

Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.

Статья
Сравнение подходов к оценке риска со стороны центрального контрагента

Потапов А. И., Курбангалеев М. З.

Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.

Статья
Developing a Scoring Credit Model Based on the Methodology of International Credit Rating Agencies

Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.

Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.

Статья
The New Strategy of High-Tech Companies – Hidden Sources of Growth

Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.

Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.

Статья
Нефинансовые факторы эффективности фармацевтических компаний в России

Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.

Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.

Статья
Time to Extend Credit? Bank Credit Lines During the COVID-19 Pandemic in Russia

Semenova M., Popova P.

Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.

Статья
Do Smart Depositors Avoid Inefficient Bank Runs? An Experimental Study

Semenova M.

Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.

Статья
Cryptocurrency Momentum and Reversal

Victoria Dobrynskaya.

Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.

Статья
Cryptocurrencies Meet Equities: Risk Factors and Asset-pricing Relationships

Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.

International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.

Эксперты Вышки раскрыли «всю правду о теории и практике мира финансов»

Эксперты Вышки раскрыли «всю правду о теории и практике мира финансов»

© iStock

Какими навыками должен обладать специалист по финансам, чтобы быть конкурентоспособным на рынке? Как и чему учат финансистов в современном университете? Чем финансовая грамотность отличается от финансового образования? Об этом на вебинаре «Вся правда о теории и практике мира финансов. Чему учиться и как быть востребованным» рассказали известный финансист, профессор Вышки Евгений Коган и академический руководитель магистерской программы «Финансовый инжиниринг», профессор факультета экономических наук ВШЭ Николай Берзон.

Где получать качественное образование?

Спикеры обсудили, как пандемия повлияла на образование и, в частности, на обучение в Высшей школе экономики. Вышка всегда сотрудничала с зарубежными вузами, но сейчас обучающих поездок не происходит, все лекции читаются в онлайн-формате. «Это некомфортно, но лучше так, чем изолироваться и заниматься наукой только внутри нашего коллектива, крутиться в этом замкнутом пространстве. Всегда надо выходить во ешний мир. Да, пандемия усложнила жизнь, но жизнь не остановилась», – говорит Николай Берзон.

Переход в онлайн имеет свои положительные стороны. Так, качество образования в мегаполисах сильно отличается от региональных вузов, поэтому Высшая школа экономики формирует пул вузов-партнеров в регионах, а также создает бесплатные программы повышения квалификации для региональных преподавателей.  Пандемия ускорила процесс перехода в онлайн, и теперь студент партнерского вуза получает информацию от лучших преподавателей Вышки, находясь при этом в родном городе. Но выбор между региональным и столичным вузом – не единственная альтернатива, доступная будущему студенту. Самые амбициозные абитуриенты готовы отправиться не только в Москву или Санкт-Петербург, но и в другие страны.

Где же лучше всего учиться? Еще несколько лет назад ответ на этот вопрос был прост – учиться лучше за рубежом. А что сейчас, приблизились ли российские вузы к уровню западных топ-университетов? «Однозначного ответа нет. Все зависит от того, какой вуз вы выберете для учебы в России и какой за рубежом. Поэтому первоначально надо выбирать площадку, – полагает Николай Берзон. – Сегодня в Высшей школе экономики примерно 15% профессорско-преподавательского состава являются представителями университетов Запада. Таким образом, быть студентом зарубежного вуза или хорошего университета в России значит получить эквивалентные знания».

Для тех, кто все-таки мечтает о дипломе западного университета, в НИУ ВШЭ действует программа двойных дипломов. Первый год студент обучается в России, на второй год уезжает в университет-партнер. Все курсы, пройденные в России, засчитываются в зарубежном вузе и наоборот. В конце обучения выпускник получает сразу два диплома.

Больше практики: новые форматы обучения

Сегодня меняются не только форматы – меняется и сама структура обучения. Ведь стать полноценным специалистом невозможно без практики. Но наработать ее во время учебы не всегда получается.

Николай Берзон полагает, что «мы должны обязательно приглашать в университет работать людей-практиков, которые поделятся своим опытом и знаниями». Он рассказал, что в Высшей школе экономики ввели такую форму занятий, как проектный семинар. Специалисты-практики заказывают проект, для реализации которого формируются студенческие команды. У проекта есть два соруководителя. Один соруководитель – это представитель ВШЭ, второй – человек из компании, которая сделала заказ. «Ребята получают навыки практической работы, а также учатся работать в команде. Сейчас индивидуал, яркая личность в одиночку ничего не сделает. Он должен создать вокруг себя команду. А чтобы сделать это, нужно обладать определенными лидерскими навыками, уметь слушать других и отстаивать свою точку зрения», – говорит Николай Бернзон.

Николай Берзон с выпускницей
Николай Берзон с выпускницей
© Высшая школа экономики

Умение работать в команде, правильно выстраивать коммуникацию с коллегами, вырабатывать совместные решения – это те самые softskills, или «гибкие навыки», необходимые каждому современному человеку. Hardskills, базовые знания профильного специалиста, тоже включены в программу.

«На моей магистерской программе “Финансовый инжиниринг” есть три обязательных дисциплины, знание которых необходимо студенту-финансисту», – рассказывает Николай Берзон. Первая – это макроэкономика. Вторая, также важная для современного экономиста, – это эконометрика. Сегодня ни одно серьезное исследование не проходит без эконометрических моделей. Третья дисциплина – это основы функционирования финансовых рынков. «Помимо этого, у нас есть огромный пул дисциплин по выбору. Таким образом, студент может выбрать и сформировать свою собственную индивидуальную траекторию обучения», – отмечает он.

Евгений Коган считает необходимым добавить также курсы по психологии и «кейсологии».

Евгений Коган

Евгений Коган

Например, выходят шокирующие цифры по нашей инфляции. У нормального финансиста уже имеется три-четыре кейса, в том числе кейс Пола Волкера. Помните, что он сделал при Рейгане? В тот момент, когда в Америке случилась инфляция, Волкер объявил ставку около 21%, а потом начал потихоньку понижать. Так вот, это область кейсологии. Хороший финансист, мне кажется, мыслит кейсами. Он понимает, что какая-то подобная ситуация уже случалась, и тогда она решалась так, а не иначе.

Также на стыке психологии и финансов лежит область поведенческих финансов. Это новое и очень перспективное направление. Пока достойных курсов по нему нет, но Евгений Коган допустил возможность подготовки такого курса в Вышке – идеальной университетской среде для инноваций.

Как создаются финансовые инструменты

Финансовые структуры, как и весь мир, развиваются и усложняются. Сегодня экономике нужны не просто финансисты, а финансовые технологи, те самые финансовые инженеры, которых обучают по программе «Финансовый инжиниринг». Умение пересобрать с нуля и создать новый финансовый инструмент – одно из самых востребованных в современном мире. 

Новые созданные инструменты Николай Берзон называет «гибридными». Первый гибрид – конвертируемые облигации. Это начальный финансовый инструмент, который мы изучаем со студентами. Дальше следует более сложный финансовый инструмент – так называемые структурные ноты. Это структурные финансовые продукты, в которые зашит какой-нибудь консервативный инструмент в виде банковского депозита или супернадежной облигации. И плюс в этот финансовый инструмент встраиваются еще и опционы.

Второе направление финансовой инженерии, по мнению Николая Берзона, – это конструирование новых финансовых продуктов. Здесь полностью работает фантазия, так как надо сконструировать такой продукт, который был бы выгоден, с одной стороны, компании-эмитенту, выпускающей и продающей этот продукт, а с другой стороны – был бы интересен нам как инвесторам.

Финансовая грамотность и финансовое образование – в чем разница?

В разговоре спикеры много раз упоминали понятие финансовой грамотности. Одно из определений Евгений Коган сформулировал так: «Финансово грамотный человек не возьмет кредит с эффективной ставкой, отличающейся от номинальной ставки, например, в 25 раз. Потому что он знает, что такое эффективная ставка». Спикеры сошлись на том, что финансовая грамотность важна и полезна каждому человеку. И если с финансовой грамотностью все достаточно понятно, то в чем суть финансового образования?

Николай Берзон ответил на этот вопрос: «Финансовое образование, как и любое хорошее образование, во-первых, дает человеку определенную профессию; во-вторых, дает возможность управлять своими материальными ресурсами. Образование – финансовое, медицинское, инженерное – нужно для того, чтобы человек получил профессию, которая пригодится ему в жизни. То есть зарабатывать деньги можно не только финансистам, но и врачам, инженерам, компьютерщикам и так далее».

Заключительный вопрос дискуссии Евгений Коган прочел из чата: «Есть ли в Высшей школе экономики курсы по финансам, которые могут быстро помочь получить новую специальность в сфере финансов?»

В Высшей школе экономики есть ИППС – Институт профессиональной переподготовки специалистов, в котором каждый может обучиться азам в сфере финансов за два года. Также есть уже упомянутая магистратура «Финансовый инжиниринг», где преподают спикеры. Николай Берзон отметил, что среди студентов его магистратуры были и медики, и актеры. Несмотря на разный бэкграунд, их мотивация была одинакова – научиться разбираться в финансах. Даже если человек не станет профессиональным финансистом, ему будет полезно изучить основы финансовой грамотности для создания собственного бизнеса или для построения личной инвестиционной стратегии. А если первая специальность студента – техническая, ему будет еще проще.

Главные навыки современного финансиста – какие они?

В ходе беседы спикеры определили три главных навыка финансиста: структурирование сделок по привлечению капитала; конструирование новых финансовых продуктов; разработка инвестиционных стратегий.

Николай Берзон

Николай Берзон

Человек лично должен уметь разрабатывать свою персональную инвестиционную стратегию – вот этому я учу студентов. Помимо магистерской программы, я еще читаю лекции бакалаврам. Когда я говорю про управление личными финансами, то я стараюсь донести студентам, что тот счастливый возраст, в котором они сегодня находятся, очень быстро заканчивается, и приближается тот возраст, в котором нахожусь я. И если человек за время своей активной трудовой деятельности не сумел что-то заработать, а заработанные средства, в свою очередь, рационально инвестировать, он будет обречен на нищенскую старость. Это третье направление, связанное с разработкой личных инвестиционных стратегий.

Полностью посмотреть беседу Евгения Когана и Николая Берзона можно тут и на youtube-канале Bitkogan. Узнать подробнее о магистерской программе «Финансовый инжиниринг» можно тут.