Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.
Hanif W., Teplova T., Rodina V. et al.
Resources Policy. 2023. Vol. 85. No. B.
Dergunov I., Curatola G.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.
Kopyrina O., Stepanova A. N.
Economic Systems. 2023. Vol. 47. No. 2.
Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.
Потапов А. И., Курбангалеев М. З.
Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.
Sergei Grishunin, Alesya Bukreeva, Suloeva S. B. et al.
Risks. 2023. Vol. 11. No. 1.
Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.
Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.
Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.
Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.
Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.
Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.
Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.
Управление финансовыми рисками. 2023. Т. 73. № 1. С. 18-29.
Fedorova E., Ledyaeva S., Kulikova O. et al.
Risk Analysis. 2023. Vol. 43. No. 10. P. 1975-2003.
Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.
Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.
International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.
В школах, как правило, не изучают отдельные обязательные предметы, соответствующие этим профилям. Однако общие представления о финансовой грамотности и основах бизнеса, актуальность которых с каждым годом растет, дети получают в курсе обществознания и на факультативах.
О том, что подрастающему поколению необходимо владеть финансовой грамотностью, в нашей стране всерьез задумались два года назад. Это базовый навык, необходимый не столько для достижения финансового успеха, сколько просто для жизни в современном обществе.
В 2016 году на базе ВШЭ при поддержке Минфина России и Всемирного банка стартовал проект, благодаря которому учителя из 15 регионов стали учить школьников основам финансовой грамотности, а в 2018 году проект охватит 51 регион. Финансовую грамотность детей повышают и в других регионах, соответствующие темы включены в образовательные стандарты, выпущены различные пособия, созданы дистанционные учебные курсы. Недавно была принята Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы, что повлечет дальнейшее расширение этой тематики в курсе обществознания, математики и других.
Таким образом, критическая масса школьников — потенциальных участников олимпиады по финансовой грамотности уже сформирована. Но даже если в школе этой теме не уделялось особое внимание, подготовиться к олимпиаде можно с помощью учебно-методических материалов, размещенных на сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
Одним из инициаторов проведения олимпиады «Высшая проба» по финансовой грамотности стал Минфин России.
Олимпиадные задания будут включать задачи, вопросы, кейсы по управлению личными финансами, банковскому делу, страхованию, фондовому рынку, семейному бюджету, налогам. Задания разработаны преподавателями Вышки с привлечением методистов из Московского городского педагогического университета, разбирающихся в возрастной психологии и умеющих корректно формулировать задания в расчете на старшеклассников. «Мы постарались охватить весь круг вопросов, о которых должен иметь представление современный финансово грамотный человек», — говорит профессор Школы финансов ВШЭ Николай Берзон.
В прошлом году в Лицее ВШЭ появился учебный курс «Бизнес», разработанный преподавателями факультета бизнеса и менеджмента и формирующий у лицеистов широкие представления о современном бизнесе. Опыт лицея в этом вопросе не является единичным — в ряде школ дети посещают факультативы, посвященные предпринимательству, к тому же общие знания об основах бизнеса дают в обязательном курсе обществознания. Чтобы развить интерес и поддержать потенциальных предпринимателей, было решено провести олимпиаду по основам бизнеса. Предполагается, что в число ее организаторов войдут ведущие российские объединения работодателей.
«Понимание основ бизнеса столь же необходимо любому современному человеку, как и финансовая грамотность, — считает декан факультета бизнеса и менеджмента ВШЭ Николай Филинов. — Выпускник школы должен, например, уметь отличить туроператора от турагентства, понимать устройство разных бизнесов, иметь представление о новых профессиях, знать, что такое трудовой договор, правильно «считывать» рекламные сообщения».
К тому же некоторые школьники в будущем станут управленцами, создадут свой собственный бизнес, а склонность к этой деятельности многие проявляют уже в детстве. Бизнес в России значительно помолодел — стартапы в информационных технологиях часто затевают совсем молодые люди, иногда для этого бывает достаточно компьютера с выходом в Интернет. Доля людей, способных к предпринимательской деятельности, обычно колеблется на уровне 5-8%, отмечает Николай Филинов, и тем более важно попытаться их найти. На выявление школьников, имеющих «предпринимательскую жилку», рассчитан очный этап олимпиады.
Особенность олимпиады по основам бизнеса — широкий охват тем из ряда разделов школьной программы. Чтобы выполнить задания, в разработке которых участвовали преподаватели ВШЭ, в том числе Лицея ВШЭ, а также школьные учителя, необходимы знания прежде всего экономики и права из курса обществознания, но не только.
Недостаточно уметь подсчитать себестоимость производимой продукции, нужно понимать, что в ней наиболее привлекательно для покупателя, как донести до него информацию, как управлять отношениями с клиентами, соблюдая законы о труде, торговле, рекламе. «Все эти жизненные вопросы могут заинтересовать и тех, кто уверенно чувствует себя в точных науках, и тех, кто в душе гуманитарий, — в бизнесе нужны все», — подчеркивает Николай Филинов.
Регистрация на олимпиаду школьников «Высшая проба» продлится до 20 ноября включительно, в этом году она проводится на 22 профиля. Первый (отборочный) этап — с 25 ноября по 10 декабря дистанционно, второй этап — с 1 по 7 февраля 2018 года.
В олимпиаде по профилям «Финансовая грамотность» и «Основы бизнеса» могут принять участие ученики 9-11 классов. Олимпиадные состязания по этим профилям проводятся в рамках олимпиады школьников «Высшая проба» впервые и поэтому не включены в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый Минобрнауки России. Но победители и призеры этих олимпиад получат дополнительные баллы к сумме баллов ЕГЭ за индивидуальные достижения при приеме на образовательные программы бакалавриата/специалитета НИУ ВШЭ.
Ординарный профессор ВШЭ
Декан факультета бизнеса и менеджмента