• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Школа финансов ВШЭ

119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.

Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")

E-mail:

df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)

Руководство
Руководитель Ивашковская Ирина Васильевна

ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

Школа финансов: Менеджер Непряхина Ульяна Викторовна

+7 495 772 95 90 (доб. 27190)

Школа финансов: Администратор Райн Анна Сергеевна

+7495-772-95-90 (доб. 27447)

Школа финансов: Администратор Липатова Татьяна Геннадьевна

+7495-772-95-90 (доб. 27947)

Школа финансов: Аналитик Осовский Александр Алексеевич

+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86

Статья
The upside down world of value capture. Do companies in Technology sector follow the principles of profitable growth?

Vinogradova V.

The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.

Статья
International capital markets with interdependent preferences: Theory and empirical evidence
В печати

Dergunov I., Curatola G.

Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.

Статья
Patterns of value creation in strategic acquisitions for growth

Vinogradova V.

Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.

Статья
Сравнение подходов к оценке риска со стороны центрального контрагента

Потапов А. И., Курбангалеев М. З.

Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.

Статья
Developing a Scoring Credit Model Based on the Methodology of International Credit Rating Agencies

Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.

Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.

Статья
The New Strategy of High-Tech Companies – Hidden Sources of Growth

Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.

Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.

Статья
Нефинансовые факторы эффективности фармацевтических компаний в России

Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.

Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.

Статья
Time to Extend Credit? Bank Credit Lines During the COVID-19 Pandemic in Russia

Semenova M., Popova P.

Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.

Статья
Do Smart Depositors Avoid Inefficient Bank Runs? An Experimental Study

Semenova M.

Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.

Статья
Cryptocurrency Momentum and Reversal

Victoria Dobrynskaya.

Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.

Статья
Cryptocurrencies Meet Equities: Risk Factors and Asset-pricing Relationships

Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.

International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.

Стратегия Win win или что такое энергосервис?

Александр Чекрыгин, руководитель направления финансирования энергоэффективных проектов, Советник Генерального директора, ВТБ Факторинг, препдаватель Школы факторинга 

Стратегия Win win или что такое энергосервис?

Доля затрат на энергию на протяжении десятилетий и даже столетий в экономике стран практически не менялась и составляла 8±2 % от ВВП или 4±1 % от валового выпуска. Однако влияние таких расходов на эффективность деятельности компаний весьма ощутимо: рост доли затрат на энергию на 1 п.п. равен потере 3 % добавленной стоимости или потере 5–6 % прибыли. Соотношение затрат компаний и корпораций на топливно-энергетические ресурсы к чистой прибыли зависит от отрасли и в ряде случаев может в 10 раз её превышать.

Сейчас к очевидным экономическим издержкам энергоемких компаний добавляются репутационные, связанные с растущей популярностью во всем мире экологической повестки в контексте принципов ESG. С учетом того, что 2023 год с его трансграничным углеродным регулированием уже стучится в двери, вопросы энергоэффективности и углеродного следа – это задачи сегодняшнего дня для российских экспортеров.

ВТБ Факторинг финансирует проекты повышения энергоэффективности уже более пяти лет. За это время многие клиенты убедились в пользе и выгоде факторинга энергосервисных контрактов. Расскажу о базовых принципах, которые лежат в основе таких сделок. 

Что такое энергосервис и где он используется?

Энергосервис – это услуги специализированных компаний, направленные на снижение затрат на энергоресурсы заинтересованных в этом заказчиков. Энергосервисные компании изучают структуру потребления энергоресурсов своих клиентов, выявляют максимально неэффективные точки, предлагают замену или модернизацию оборудования, устанавливают его за свой счет и делят с заказчиком экономический эффект.  

Как правило, снижение затрат происходит по двум ключевым направлениям: электричество и тепло. В электричестве это перевод на светодиодное освещение, установка частотно-регулируемых приводов, модернизация систем подготовки сжатого воздуха. В тепле это замена устаревшей котельной, переход на альтернативный вид топлива. В ряде случаев интересный экономический эффект дают системы когенерации. В последнее время мы видим проекты в области возобновляемых источников энергии в сочетании с накопителями, есть очень интересные проекты по модернизации систем кондиционирования с обеззараживанием воздуха.

На самом деле почти на каждом предприятии можно сократить затраты на топливно-энергетические ресурсы более чем на 30% – было бы желание. Большинство типовых энерегосервисных решений окупается в срок до 5-ти лет.

Энергосервис и факторинг – почему они рядом?

Казалось бы, оказание услуг по энергосбережению и факторинг, как финансирование поставок йогуртов в супермаркеты, из разных миров, и их сочетание или сравнение выглядит несколько странным. Но это лишь на первый взгляд. Если докопаться до сути вещей, то всё становится на свои места. Почему торговая сеть расплачивается с поставщиком через 60 дней? Потому что, наверняка, за это время его товар будет продан, и с поставщиком рассчитаются из полученной выручки.

В энергосервисе аналогично: заказчик заплатит из экономического эффекта. Только он наступит не через 60 дней, а в течение 60- ти месяцев. Поэтому ОТсрочка платежа превращается в длительную РАСсрочку, за время которой экономический эффект от модернизации полностью окупит понесенные на нее расходы. И даже после окончания энергосервсинного контракта заказчик продолжит пользоваться плодами экономии.

Почему все же именно факторинг, а не другие финансовые инструменты?

Дело в том, что поставщики энергоэффективных решений как правило не могут обеспечивать долгосрочное финансирование проектов на сотни миллиардов рублей. Они не располагают таким капиталом, а вероятность его привлечения классическими кредитами стремится к нулю.

 Представим себе, что есть завод, производящий светодиодные лампы, дающие 60% экономии электроэнергии по сравнению с используемыми в настоящий момент источниками света. Завод может привлечь кредит на 1 млрд. рублей, а потребность заказчика в светодиодах составляет 10 млрд. рублей. При сроке окупаемости проекта в 3 года заводу на его реализацию потребуется 30 лет по причине отсутствия достаточного объема «длинных» денег. И производственные мощности здесь совершенно ни при чём.

Факторинг с успехом решает эту задачу.  Доступный лимит и срок финансирования рассчитываются исходя из оценки заказчика, а не энгергосервисной компании (поставщика). Поэтому условия реализации данного проекта ограничены лишь производственными возможностями завода и его ресурсами на установку. Таким образом, с помощью факторинга срок реализации проекта можно сократить в 10 раз и завершить проект уже через 3 года.

Сколько долга по МСФО в энергосервисе, и сколько стоит энергосервис?

Стоимость энергосервисного договора – самая интересная история, потому что доходная и расходная части имеют немного разные основания для расчета. В случае со светом, расходы – это световое оборудование и работы по установке, а доходы – получаемая экономия. Прямой корреляции между стоимостью светового оборудования и получаемым эффектом нет, поэтому неподготовленный заказчик рискует сильно переплатить.

Для чтителей Debt/EBITDA ratio спешу сообщить, что долг в энергосервисном контракте не значительно выше, чем в договорах с ресурсоснабжающими организациями. Но прав у заказчика в энергосервисном договоре гораздо больше. Хотя бы потому что перед подписанием его можно не только прочитать, но и отредактировать. Практика показывает, что заниматься этим лучше вместе с финансовым институтом, который предоставляет долгосрочное финансирование для его реализации.

Статья подготовлена в поддержку курса “Школы факторинга” 

Занятия нового потока курса 9 – 23 октября 2021, регистрация открыта!