Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
Абрамов А. Е., Анилов А. Э., Гришунин С. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Financial Innovation. 2025. Vol. 11. No. 1.
Ивашковская И. В., Гришунин С. В.
В кн.: Российские корпорации в новой реальности. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. С. 30-50.
Станкевич В. С., Бетина М. С., Зеньков А. И. и др.
nomer-v-pechati. 16. Журнал «Финансы и Бизнес», 2024. № 1.
Как вы стали преподавателем? Чем вам интересна данная профессия? Что вас вдохновляет в профессии?
Я из преподавательской семьи. Моя мама профессор, доктор наук, папа был деканом факультета ядерной физики Политехнического института г. Горького (сейчас Нижний Новгород) лет 20. Они преподают до сих пор. В советское время это была очень престижная профессия, и найти преподавательскую работу в вузе было трудно. Отчасти это было связано с тем, что если у тебя была ученая степень, то работа была и очень выгодной – зарплата высокая, а отбывать восемь часов на работе не нужно.
Я типичный экстраверт, так что преподавание мне походит. Оно позволяет рассказывать людям то, до чего ты додумался или систематизировал. Кроме того, у меня восемь книг. Некоторые идеи из этих книг пришли мне в голову в результате обсуждений тех или иных тем с моими студентами. Когда ты рассказываешь кому-то свою книгу, ты понимаешь, как ее улучшить.
При всем при этом меня больше всего вдохновляет уровень наших студентов – он очень высокий и много выше, чем в среднем по рейтингу университете в США. Я бы вряд ли пошла преподавать слабым студентам, это не мое.
... меня больше всего вдохновляет уровень наших студентов – он очень высокий и много выше, чем в среднем по рейтингу в университетах США.
Кем вы себя считаете в большей степени – преподавателем/исследователем/практиком? Как вы считаете, что самое важное в вашей работе?
Совмещаю все три ипостаси. Я практикующий финансист с 1991 года. Преподаю на систематической основе с 2006 года. Проводить исследования – как научные, так и в рамках бизнес-проектов – тоже люблю и делаю их много.
Как давно вы работаете в ВШЭ? Когда вы впервые услышали/узнали об этом университете и что подумали? Как бы охарактеризовали Вышку в трех словах?
Я работаю с 2006 года. Я услышала о Вышке в момент ее создания, так как многие преподаватели с экономического факультета МГУ туда сразу же перешли на работу, кроме того, кандидатуру моего друга рассматривали на должность ректора (и это не Кузьминов).
В чем сейчас ваш исследовательский интерес? Почему именно эта тематика вас интересует? Какие публикации готовятся к выходу?
Сфера моих интересов – финансовые пузыри, оценка акций и стоимостное инвестирование. Эти три темы тесно связаны с практикой, и их знание позволяет улучшить результат управляющего активами. Я увлекаюсь еще одной некоммерческой темой – экономика в художественной литературе.
На ваш взгляд, современный студент-финансист ВШЭ – какой он? Что в последнее время вас поражает (в хорошем смысле) в студентах?
У нас сильные студенты. Поражает, что некоторые могут не появляться год, не задавать вопросов, а потом вдруг представить идеальную магистерскую работу, которую практически не нужно дорабатывать. У меня было несколько таких случаев. Еще поражает, как они умудряются совмещать работу с учебой, но я не уверена, что это хорошо.
С другой стороны, есть студенты на платной программе, которые не пытаются получить знания за свои деньги. В этом отличие наших студентов от американских. У нас сильные студенты, но есть пофигисты, а там даже очень посредственный студент будет всеми силами бороться за место под солнцем, делая все, что задает преподаватель и даже больше.
Какие изменения ждут профессию финансиста в ближайшее время? Как это повлияет на учебный процесс? Вы адаптируете программы читаемых вами дисциплин под потребности будущего?
Я не боюсь наступления новых технологий. Например, я умею проводить вебинары – это не сложнее, чем читать живую лекцию. Но я не уверена, что все образование уйдет в он-лайн. Живое общение очень важно. Я сейчас слушаю курс лекций одного ученого-гуманитария, который, к сожалению, скончался. А мне хочется задать несколько вопросов по каждой лекции, и я расстраиваюсь, что этого нельзя сделать. Все-таки при переходе к дистанционному общению что-то уходит.
Думаю, что под потребности будущего мои дисциплины и так адаптированы. У меня нет курсов, описывающих статус-кво тех или иных рынков, которое может поменяться. Они более философские. Я рассказываю о важнейших событиях на рынке за последние 400 лет и вижу в этом некую систему, а она вряд ли кардинально изменится при нашей жизни.
У меня нет курсов, описывающих статус-кво тех или иных рынков, которое может поменяться. Они более философские. Я рассказываю о важнейших событиях на рынке за последние 400 лет и вижу в этом некую систему, а она вряд ли кардинально изменится при нашей жизни.
Какие возможности, образовательные трэки по развитию финансовых компетенций, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными?
Думаю, что для взрослой аудитории курс по финансовой грамотности или личным финансам очень важен. У людей куча бед от отсутствия финансовой грамотности – одни залезают в долги и отдают банкам половину дохода, а все равно не могут рассчитаться, а другие теряют деньги, отдавая их в руки мошенников. Некоторые «попадают» даже дважды – отдают мошенникам заемные деньги.
Какая литература обязательна к прочтению по управлению личными финансами, или по другим направлениям, которые входят в сферу ваших научных интересов?
Я веду список книг по финансам, которые мне нравятся. По управлению личными финансами в нем нет, но по инвестированию в акции – много. Любой может написать мне, чтобы получить этот список в полном объеме на свою почту.
Ваше хобби в свободное время?
Я читаю художественные книги, смотрю кино, хожу в драматический театр, хожу в оперу и на симфонические концерты, покупаю живопись, плаваю и много путешествую. Я была в 46 странах, во многих из них по многу раз. И, как я сказала, еще я пишу книги.