• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Школа финансов ВШЭ

119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.

Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")

E-mail:

df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)

Руководство
Руководитель Ивашковская Ирина Васильевна

ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

Школа финансов: Менеджер Непряхина Ульяна Викторовна

+7 495 772 95 90 (доб. 27190)

Школа финансов: Администратор Райн Анна Сергеевна

+7495-772-95-90 (доб. 27447)

Школа финансов: Администратор Липатова Татьяна Геннадьевна

+7495-772-95-90 (доб. 27947)

Школа финансов: Аналитик Осовский Александр Алексеевич

+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86

Статья
The upside-down world of value capture. Do companies in technology sector follow the principles of profitable growth?

V. S. Vinogradova.

The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.

Статья
International capital markets with interdependent preferences: Theory and empirical evidence
В печати

Dergunov I., Curatola G.

Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.

Статья
Patterns of value creation in strategic acquisitions for growth

Vinogradova V.

Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.

Статья
Сравнение подходов к оценке риска со стороны центрального контрагента

Потапов А. И., Курбангалеев М. З.

Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.

Статья
Developing a Scoring Credit Model Based on the Methodology of International Credit Rating Agencies

Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.

Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.

Статья
The New Strategy of High-Tech Companies – Hidden Sources of Growth

Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.

Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.

Статья
Нефинансовые факторы эффективности фармацевтических компаний в России

Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.

Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.

Статья
Time to Extend Credit? Bank Credit Lines During the COVID-19 Pandemic in Russia

Semenova M., Popova P.

Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.

Статья
Do Smart Depositors Avoid Inefficient Bank Runs? An Experimental Study

Semenova M.

Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.

Статья
Cryptocurrency Momentum and Reversal

Victoria Dobrynskaya.

Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.

Статья
Cryptocurrencies Meet Equities: Risk Factors and Asset-pricing Relationships

Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.

International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.

Без доверия даже самая хорошая программа не будет выполнена и наполовину

О перспективах роста российской экономики шла речь на первом экспертном обсуждении стратегических направлений развития России в рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ. Основной доклад представил глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.

К чему нужно стремиться российской экономике

Свежие прогнозы экспертов по динамике ВВП хотя и лучшие предыдущих, но до 2020 года не обещают темпов роста больше 1,5-2 процентов при инерционном сценарии, что «не может нас удовлетворять», — отметил Алексей Кудрин в начале своего выступления.

Достижение более высоких темпов роста невозможно без преодоления структурных проблем российской экономики. К их числу относятся зависимость от нефти (по словам Кудрина, перехода от старой модели работы экономики все еще не произошло) и слабое состояние госуправления, которое не позволяет правильно фокусироваться и распределять ресурсы. У государства нет достаточно четкой программы действий, а это существенный для инвесторов факторов неопределенности.

К другим фундаментальным проблемам можно отнести снижение количества трудоспособного населения. В ближайшие пятнадцать лет Россия лишится 10 млн граждан трудоспособного возраста, и повышение пенсионного возраста лишь частично может компенсировать эти потери.

России также не хватает инвестиций, в том числе из-за санкций, которые фактически закрыли для российских компаний внешний рынок заимствований. Санкции ведут и к дальнейшему технологическому отставанию российской экономики, так как препятствуют обмену промышленными и другими современными технологиями.

Шаги в направлении структурных и институциональных реформ позволят, согласно прогнозу ЦСР, увеличить темы роста экономики до 3-4 процентов в год. Основной вклад в этот рост будет вносить не потребление домохозяйств, как в предыдущие годы, а инвестиции и производительность труда. По оценке ЦСР, увеличение инвестиций в основной капитал даст прибавку в 1,1-1,2 п.п. ВВП, лучшее использование трудовых ресурсов — 0,2-0,3 п.п., совокупная производительность факторов, основанная на изменении бизнес-моделей и снижении административной нагрузки на предпринимателей, — 0,7-1 п.п.

Производительность труда с 2002 по 2015 годы выросла на 55 процентов. «Но чтобы достигнуть целевых показателей, нам нужно удвоить производительность труда к 2035 году», — отметил Алексей Кудрин.

К 2033-2034 году экспорт оборудования должен превысить импорт, при этом доля машин и оборудования в экспорте должна вырасти с нынешних 8,3 процентов до 30 процентов, а доля нефти и газа — снизиться с 52 до 37 процентов

Реальный эффективный курс рубля будет расти, и к 2020 году девальвационный эффект для экономики в основном нивелируется. В условиях, когда внутренний спрос не будет способен поддержать экономический рост, России нужно будет наращивать экспорт, прежде всего товаров и инвестиционного оборудования. По оценке ЦСР, к 2033-2034 году экспорт оборудования должен превысить импорт, при этом доля машин и оборудования в экспорте должна вырасти с нынешних 8,3 процентов до 30 процентов, а доля нефти и газа — снизиться с 52 до 37 процентов. «В этом и состоит диверсификация, — подчеркнул Алексей Кудрин. — Это смелый прогноз, но без реализации этих целевых установок мы не сможем быть конкурентоспособными».

Ключевым фактором достижения этих целей является повышение доверия населения и инвесторов к государственным институтам. Без этого даже самая хорошая программа не будет выполнена и наполовину. Принципиально важна реформа системы государственного управления, кадровая реформа, оптимизация административных и других процессов, их «оцифровывание», которое уменьшит число контрольно-надзорных мероприятий, парализующих сегодня деятельность компаний. Пока что процесс идет в другом направлении: с 2003 по 2016 год количество функций и полномочий госорганов удвоилось.

Алексей Кудрин уверен, что необходимо «освобождать частную инициативу». Это «ментальная проблема страны», без частных инвестиций не будет роста. Необходима поддержка конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства. Развитие регионов и городов, в свою очередь, тоже потребует дерегулирования и децентрализации.

Почему важно не упустить момент

Министр финансов РФ Антон Силуанов, согласившись, что без структурных реформ нельзя будет добиться повышенных темпов роста, отметил, что сегодня ситуация «не такая уж плохая». Если в прошлом году ВВП сократился на 0,2 процентов, то в этом правительство ожидает его прирост до 2 процентов. В России имеется «устойчивая база для инвестиций», «крепкий платежный баланс», «нет пузырей на финансовом рынке», кроме того уменьшается зависимости от нефти и газа и снижается инфляция (в 2017 году она может составить всего около 4 процентов).

У правительства есть «четкая программа» для сбалансирования бюджета в новых макроэкономических условиях, подчеркнул министр. Хотя это «дается непросто», и приходится ограничивать расходы федерального бюджета и ранее принятые программы. В целом же, по мнению Антона Силуанова, после сложного периода последних двух лет российская экономика стала «более здоровой», растет промышленность, укрепляется конкурентоспособность.

Важно «не упустить этот момент» и принять меры, которые бы способствовали дальнейшему росту экономики. В этом смысле очень важна предсказуемость макроэкономических параметров и налоговой политики государства. Антон Силуанов заявил, что налоговая нагрузка на добросовестный бизнес не будет увеличиваться — напротив, налоговое администрирование будет упрощаться. Государство упорядочит неналоговые платежи — будет подготовлено законодательство, где будет четко определен перечень таких изъятий.

«Нас справедливо критикуют, что нам нужно более внимательно относиться к человеческому капиталу», — продолжил Антон Силуанов. По его словам, несмотря на значительный объем ресурсов, направляемых на образование и здравоохранение, эти сферы еще подлежат преобразованию для более эффективного использования бюджетных средств и повышения качества жизни населения.

Налоговая нагрузка на добросовестный бизнес не будет увеличиваться — напротив, налоговое администрирование будет упрощаться

Повышение производительности труда необходимо прежде всего в госкорпорациях и бюджетном секторе. Сейчас идет дискуссия о том, сколько дивидендов должны платить компании с госучастием. «Еще раз повторю, что в нынешних условиях, когда государство не повышает налоговую нагрузку, мы вправе требовать от госкомпаний как минимум половины прибыли, которая подлежит распределению», — отметил министр финансов.

На основании предложений ЦСР и министерства экономического развития будет сформирована программа действий, которая ляжет в основу действий правительства на предстоящие годы, добавил Антон Силуанов.

Как изменить отношение к человеческому капиталу

По словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, структурные преобразования обычно ассоциируются с экономическими реформами, влияющими на совокупную факторную производительность. Но российская экономика будет развиваться и благодаря такому фактору, как труд, точнее человеческий капитал, то есть благодаря способности человека зарабатывать самому и приносить доход нанимателю и стране. Именно в факторах человеческого капитала кроются резервы экономического роста, в совокупности они могут дать дополнительно 10 процентов ВВП к 2035 году.

Ярослав Кузьминов выделил три составляющие этих факторов: образ жизни и медицина, образование и миграция. Первая из них (образ жизни и медицина) даст прибавку даже без специальных усилий государства — период работоспособности граждан будет увеличиваться по инерции, вместе с культурой их поведения. Но это не значит, что инвестиции в медицину не нужны — они еще больше усилят этот эффект.

20-25 процентов населения не осваивают базовые компетенции и фактически обрекают себя на низкие заработки в течение всей жизни

Образование должно помогать гражданам получать и повышать свою квалификацию, осваивать новые технологии и готовить к тому, чтобы вести свой бизнес. Обучение этому должно начинаться с детства, чего сейчас в России не происходит. 20-25 процентов населения не осваивают базовые компетенции и фактически обрекают себя на низкие заработки в течение всей жизни (для сравнения — в Финляндии доля таких граждан составляет всего 5-7 процентов). В этом отношении Россия похожа на Мексику или Бразилию, но там это проблема смягчается большим демографическим приростом, у России такой альтернативы нет. «Мы должны перестать относиться к человеческому капиталу как воздуху, который ничего не стоит», — отметил ректор Вышки. Рост вложений государства и общества в образование в этом плане становится еще важнее, а главное, он обязательно принесет плоды.

Миграция в условиях нынешнего российского рынка труда является важным источником притока рабочей силы. Без труда мигрантов сейчас не обойтись, но нужно понимать, что они будут постепенно увеличивать нагрузку на социальную систему и риски социально-политической стабильности. С другой стороны, через пять лет Россия, вероятно, столкнется с реальной конкуренцией за трудовых мигрантов со стороны азиатских стран.

Что помогает экономике быть гибкой

Одним из главных вызов, стоящих перед российской экономикой, первый заместитель председателя Центрального банка РФ Ксения Юдаева назвала низкую производительность труда и, как следствие, очень низкую конкурентоспособность в первую очередь несырьевых секторов. Это происходит на фоне того, что рабочая сила в России (если измерять зарплаты в евро) стала дешевле не только многих восточноевропейских стран (например, Польши), но и Китая — разрыв в зарплатах китайских и российских производственных рабочих в нынешнем году может составить 20 процентов. «Это показывает, какие резервы повышения экономической эффективности у нас есть, — сказала Ксения Юдаева. — Мы не можем себе позволить так неэффективно управлять издержками, как это делалось раньше».

Рабочая сила в России (если измерять зарплаты в евро) стала дешевле не только многих восточноевропейских стран (например, Польши), но и Китая

Еще один вызов заключается в «подверженности России сырьевому суперциклу». Эта зависимость остается очень высокой, поэтому нужны механизмы, которые позволяют экономике быстро адаптироваться к внешним изменениям и сохранять устойчивость. Одним из таких механизмов, который придал экономике гибкость и смягчил потери от внешних шоков, стал переход к плавающему курсу рубля. Снижение инфляции и удержание ее на низком уровне также добавляет экономике стабильности, поскольку позволяет потребителям и бизнесу спокойно планировать свою деятельность на длительную перспективу. К числу механизмов, создающих более устойчивые условия для развития бизнеса, Ксения Юдаева отнесла и бюджетное правило.

Но развитая экономика характеризуется еще и развитым и высокотехнологичным финансовым сектором, которому при этом доверяют и бизнес, и население. Деятельность ЦБ, по словам Юдаевой, направлена и на достижение этой цели. «Но свои меры мы должны формулировать и реализовывать в консультации с участниками рынка», — добавила она.

Как решить проблему доверия

Президент НИУ ВШЭ и РСПП Александр Шохин считает правильным, что основное внимание должно быть сосредоточено на предсказуемости экономической политики. Но некоторые вещи, важные для бизнеса, «пока что выпадают» из программы, готовящейся для правительства. «Речь не о тезисе о том, что налоговая нагрузка не будет повышаться, но о конкретной технологии реализации такого подхода, — пояснил Шохин. — Например, если будет происходить повышение расходов на человеческий капитал, то очевидно, что неизбежно повышение налогов. Тогда надо определиться с приоритетами. Мы предложили правительству методологию оценки фискальной нагрузки включая налоги и неналоговые платежи публичного обязательного характера. Нам также хотелось бы вместе с Минфином оценивать предельную фискальную нагрузку, чтобы у правительства и бизнеса было единое о ней представление». Глава РСПП также предупредил о приближении к «развилке» в системе социального страхования. Скоро придется определяться: сохраняются ли нынешние страховые принципы или происходит возврат к единому социальному налогу (такие призывы звучат все активнее).

Александр Шохин также считает, что многие экономисты при обсуждении программ развития «увязли в парадигме темпов роста». «Но если ставку сделать на создание среды более благоприятной, чем в странах-конкурентах, то тогда мы должны пройти через структурные и институциональные реформы другого типа», — отметил Шохин. Тогда нужно принять, что главным драйвером роста является экономическая свобода, которая невозможна без защиты прав собственности и увеличения числа частных собственников. В этом случае KPI стратегии развития экономики будут составлять не темпы роста, а такие показатели, как снижение доли госсобственности и увеличение доли малого и среднего бизнеса.

С тем, что темпы роста не являются безусловным показателем успешности программы развития, согласен и ректор РАНХиГС Владимир Мау. «Макроэкономикой можно разрушить перспективы роста, но нельзя его обеспечить», — заметил при этом он.

Вообще новые технологии требуют переосмысления понимания долгосрочности в экономике. Долгосрочные инвестиции — это не абсолютные показатели успеха. Перспективными, на взгляд Владимира Мау, являются технологии, связанные с краткосрочными инвестициями. Это те технологии, где издержки труда не так важны, а значит, нельзя ожидать, что в Россию из Китая перейдут инвестиции только потому, что в России стала дешевле рабочая сила. Страны теперь начинают конкурировать за доверие к системе госуправления и к политическим институтам. А проблема доверия решается практически. Так, Центробанк, по мнению Владимира Мау, достижением 4-процентного уровня инфляции показал, что власти могут не только обещать что-то хорошее для бизнеса и населения, но и реализовывать свои обещания.

Однако член совета директоров Бинбанка, профессор НИУ ВШЭ Олег Вьюгин предупреждает, что многие из необходимых экономических решений (например, пенсионная и налоговая реформы) тесно связаны с политикой и поэтому далеко не всегда популярны. «В обществе нет баланса интересов, и до тех пор, пока его нет, правительству будет достаточно трудно совершать правильные экономические действия», — заметил он.