• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Школа финансов ВШЭ

119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.

Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")

E-mail:

df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)

Руководство
Руководитель Ивашковская Ирина Васильевна

ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

Школа финансов: Менеджер Непряхина Ульяна Викторовна

+7 495 772 95 90 (доб. 27190)

Школа финансов: Администратор Райн Анна Сергеевна

+7495-772-95-90 (доб. 27447)

Школа финансов: Администратор Липатова Татьяна Геннадьевна

+7495-772-95-90 (доб. 27947)

Школа финансов: Аналитик Осовский Александр Алексеевич

+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86

Статья
The upside-down world of value capture. Do companies in technology sector follow the principles of profitable growth?

V. S. Vinogradova.

The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.

Статья
International capital markets with interdependent preferences: Theory and empirical evidence
В печати

Dergunov I., Curatola G.

Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.

Статья
Patterns of value creation in strategic acquisitions for growth

Vinogradova V.

Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.

Статья
Сравнение подходов к оценке риска со стороны центрального контрагента

Потапов А. И., Курбангалеев М. З.

Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.

Статья
Developing a Scoring Credit Model Based on the Methodology of International Credit Rating Agencies

Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.

Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.

Статья
The New Strategy of High-Tech Companies – Hidden Sources of Growth

Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.

Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.

Статья
Нефинансовые факторы эффективности фармацевтических компаний в России

Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.

Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.

Статья
Time to Extend Credit? Bank Credit Lines During the COVID-19 Pandemic in Russia

Semenova M., Popova P.

Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.

Статья
Do Smart Depositors Avoid Inefficient Bank Runs? An Experimental Study

Semenova M.

Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.

Статья
Cryptocurrency Momentum and Reversal

Victoria Dobrynskaya.

Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.

Статья
Cryptocurrencies Meet Equities: Risk Factors and Asset-pricing Relationships

Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.

International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.

«Блоки не нужны»: в Вышке прошел первый в ее истории митинг

30 ноября принятие ученым советом ВШЭ новой редакции Положения об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ сопровождалось митингом группы студентов, которые выступали против введения так называемых «блокирующих оценок». Новый для университета способ выражения обратной связи был в целом поддержан администрацией университета, однако ректор попросил студентов все-таки решать проблемы за столом переговоров, а также более ответственно относиться к формированию студсоветов, призванных официально выражать позицию студенческого сообщества. 

Предыстория вопроса

«Блокирующие оценки» отменили в ВШЭ в 2013 году, но весной этого года решили вернуть. Если очень упрощенно, их суть в том, что несданный «блокирующий» элемент — например, контрольная или экзамен — не позволяет студенту получить положительную оценку по предмету. Причиной возвращения к «блокирующим оценкам» стало понимание того, что в определенных дисциплинах только обязательное освоение некоторых знаний и умений гарантирует в итоге высокое качество образования. В первую очередь это касается инженерных направлений, информационных технологий, математики, экономики. С инициативой вернуть «блокирующие» элементы в систему оценивания выступили преподаватели и руководители этих факультетов. При этом речь не шла о тотальном переходе к «блокирующим» элементам во всех дисциплинах, а только там, где это обоснованно обеспечением качества образования. Но это все равно вызвало негативную реакцию части студентов.

«"Блокирующие оценки" приводят к стандартизации знаний и убивают стремление к истине», — говорила на первой открытой дискуссии по теме экс-председатель студенческого совета Дарья Фокина. Тогда же высказывались и сторонники введения «блоков» — как со стороны преподавательского состава, так и со стороны студентов.

Вопрос о введении «блокирующих» планировалось вынести на ученый совет в июне, но по предложению ректора его решили отложить до нового учебного года. Обсуждение документа продолжилось и осенью. Оно проходило на всех факультетах, где администрация и руководители образовательных программ встречались со студентами. Проходили и общеуниверситетские обсуждения: например, проректор Сергей Рощин провел шесть открытых встреч со студентами, на которых они могли поднимать самые разные вопросы относительно учебного процесса, в том числе по блокирующим оценкам. Все документы были предоставлены большому Студсовету, который подготовил пакет предложений по изменению новой редакции положения — восемь предложений были после рассмотрения учтены. 28 ноября вопрос обсуждался на ректорате, слово было дано и активным студентам-противникам изменений, и представителям студенческого совета. По итогам дискуссии ректорат единогласно поддержал вынесение вопроса на ученый совет 30 ноября.

Заседание ученого совета и студенческий митинг 

По правилам ВШЭ заседания ученого совета открыты для всех желающих. Обычно свободных мест там остается не так много, поэтому в другой аудитории всегда идет трансляция для тех, кто не поместился в зал. 

Протестовать против «блокирующих» по оценкам издания The Vyshka пришли около 170 студентов. В зал пустили около 10 представителей инициативной группы и студенческих СМИ. Из тех, кто не попал в зал, часть перешла в 309 аудиторию смотреть трансляцию, часть осталась в с плакатами в холле. Митинг сопровождали дирекция здания и служба безопасности университета, чтобы протестующие и остальные сотрудники университета не мешали друг другу.   

На ученом совете тем временем шло бурное и долгое обсуждение Положения.   

Сергей Тумковский, заместитель директора по учебной работе МИЭМ НИУ ВШЭ: «МИЭМ один из инициаторов введения "блокирующей оценки". И студенты, и преподаватели, и академические советы, конечно, это положение обсуждали. И по "блокирующей" мы совпали. Разошлись мы только в нелинейной формуле оценки. Аргументация была такая: очень трудно ее регламентировать. Но, ребята, не все в этой жизни можно регламентировать. И я подозреваю, что нелинейные оценки уйдут, когда появится "блок"». 

Александр Архангельский, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ: «Мне кажется, что это та же проблема, которая когда-то возникла с ЕГЭ. Есть предметы, которые приспособлены для того, чтобы мгновенно вводить "блоки", есть предметы, которые сложно подчиняются этим правилам. "Блокирующая" там, где есть простые, ясные, четкие критерии знания-незнания, очевидна. В тех сферах, с которыми имею дело я, иногда бывают вещи неочевидные, там есть субъективные факторы. И не обсуждать, не проговаривать это мне кажется не совсем правильным, притом что, наверное, надо вводить ["блокирующие"], но я, например, буду воздерживаться при голосовании, потому что для меня как для преподавателя, имеющего дело с предметом с чуть более размытыми границами, чем в точных и естественных науках, это неочевидно, и это надо еще прорабатывать и проговаривать». 

Местами разговор получился излишне резким, на что обратили внимание и некоторые члены ученого совета. 

Анатолий Вишневский, директор Института демографии ВШЭ: «Мне кажется, будет неправильно, если студенты уйдут с ученого совета с сознанием, что они не были услышаны. Такое, с моей точки зрения, невероятное самомнение преподавателей далеко не всегда оправдано. И мы ошибаемся, и мы можем неправильно оценить студента, бывают неправы и студенты. Я думаю, что здесь все-таки надо немножко мягче. Ну хорошо, возникли какие-то вопросы, ну можно даже и вернуться еще раз и обсудить их в более узком кругу, создать какую-то группу, которая их обсудит. Почему надо их обязательно отчитывать, как будто перед вами просто какие-то мальчишки? Эти мальчишки и девчонки завтра могут стать основной опорой нашей науки, нашей экономики. Конечно, преподаватель знает больше, чем студент, но и преподаватель знает не все, любой. Я знаю, что я знаю не все. Я думаю, что надо найти какой-то способ продолжить этот разговор и снять это напряжение, которое возникло». 

Александр Архангельский: «И кавалерийская атака [студентов], и холодновато-профессорская установка "сами знаем, без вас обойдемся" — и то и другое одинаково непродуктивно».

Со стороны представителей студентов на ученом совете звучали голоса и в поддержку введения изменений.

Новое положение было принято Ученым советом с учетом еще одной поправки, предложенной Студсоветом НИУ ВШЭ — о том, что «блокирующие» элементы можно будет пересдавать в сессию, а не после нее.

Что дальше

В процессе обсуждения выяснилось, что «блокирующие» — это не единственное, что не нравится студентам в том, как их оценивают. Поэтому разговор продолжился и после окончания ученого совета. Протестующих позвали в зал, чтобы они смогли поговорить с ректором. Ярослав Кузьминов призвал студентов обсуждать то, что им не нравится, но в цивилизованной форме.  

Ярослав Кузьминов: «Я доволен тем, что студенты чувствуют свои интересы и могут быстро организоваться для их защиты. Но у формулирования и отстаивания своих интересов в университете есть свои правила, и, прибегая к форматам флэшмобов, скандирований и прочего, вы диалога не добьетесь. Привлекать внимание к своей позиции можно и нужно — мне очень понравились плакаты, очень креативные, — но следите за формой. Разделяйте яркость и хамство.  

В Вышке есть очень активное студенчество. Мы не оказываем никакого воздействия на студенческие активности. Вы пытаетесь натренировать себя и как профессионалов, через образовательные процессы, и как членов гражданского общества — через социальную жизнь. Это включает защиту прав студентов. 

Я хочу сказать, где я это дело поддерживаю, а где — нет. 

Я поддерживаю любое повышение прозрачности оценки. Принцип вышкинский — это проверяемость, доказательность оценки. Я готов всячески это поддерживать. Вы должны предлагать инструменты такого контроля и сообщать о кейсах, которые вас тревожат. 

Я поддерживаю борьбу за права студентов против перегрузки. Мы принимаем очень сильных абитуриентов. И если даже вы не можете справиться с тем объемом знаний, который в вас пытаются втиснуть, значит, это явный перебор. 

Третье — проблема студенческой оценки преподавания. Мы один из немногих университетов, который на это дело пошли. Это ваш вклад в дело управление университетом. Я бы хотел, чтобы вы осознанно, а не на основе эмоций, выставляли такие оценки. Когда оценка низкая, мы с этим разбираемся. 

С чем я не согласен и что я не буду поддерживать — когда борьба за интересы студентов является борьбой за то, чтобы избежать содержательного контроля. Любой студент, который сумел пройти в Вышке весь путь обучения, воспринимается рынком как профессионал, и я не буду поддерживать вещи, которые размывают это». 

Конфликтовавшие стороны в итоге извинились друг перед другом: студенты — за затор на выходе с заседания ученого совета и шум, а Ярослав Кузьминов попросил «не судить строго» тех членов ученого совета, чьи высказывания могли показаться студентам резкими.

В ближайший четверг, 6 декабря, проректор Валерия Касамара и помощник ректора Глеб Гаращук снова встретятся с активистами, чтобы продолжить содержательное обсуждение волнующих студентов проблем.