Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
+7 495 772 95 90 (доб.27446)
+7 968 418 78 86
Школа финансов ВШЭ — лидирующий в стране центр компетенций в области корпоративных финансов, оценки стоимости, банковского дела, фондового рынка, управления рисками и страхования, учета и аудита.
Наш университет - первый в России в глобальном рейтинге "QS – World University Rankings by subject" (2022) в предметной области Accounting and Finance, а так же первый среди российских университетов в области Business & Management Studies.
The Journal of the New Economic Association. 2024. Vol. 62. No. 1. P. 171-195.
Hanif W., Teplova T., Rodina V. et al.
Resources Policy. 2023. Vol. 85. No. B.
Dergunov I., Curatola G.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2023. Vol. 212. P. 403-421.
Kopyrina O., Stepanova A. N.
Economic Systems. 2023. Vol. 47. No. 2.
Asian Academy of Management Journal of Accounting and Finance. 2023. Vol. 19. No. 2. P. 127-160.
Потапов А. И., Курбангалеев М. З.
Экономический журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 27. № 2. С. 196-219.
Sergei Grishunin, Alesya Bukreeva, Suloeva S. B. et al.
Risks. 2023. Vol. 11. No. 1.
Alyona Astakhova, Sergei Grishunin, Gennadii Pomortsev.
Journal of Corporate Finance Research. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 5-16.
Kokoreva M. S., Stepanova A. N., Povkh K.
Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17. No. 1. P. 18-32.
Макушина Е. Ю., Малофеева Т. Н., Козиорова О. И. и др.
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 1. С. 135-163.
Russian Journal of Money and Finance. 2023. Vol. 82. No. 2. P. 106-119.
Emerging Markets Finance and Trade. 2023. Vol. 59. No. 8. P. 2710-2726.
Управление финансовыми рисками. 2023. Т. 73. № 1. С. 18-29.
Fedorova E., Ledyaeva S., Kulikova O. et al.
Risk Analysis. 2023. Vol. 43. No. 10. P. 1975-2003.
Journal of Alternative Investments. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 65-76.
Victoria Dobrynskaya, Dubrovskiy M.
International Finance Review. 2023. Vol. 22. P. 95-111.
— Владимир Викторович, согласитесь, руководители вашего ранга нечасто преподают в других вузах.
— Я же не всегда был в этом ранге — проректором стал только два с половиной года назад. А в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ начал преподавать гораздо раньше.
— Какие курсы вы там читаете?
— Курсы, связанные с управлением информационными системами, иначе говоря — информационным менеджментом. Они охватывают все, что необходимо менеджерам, обучающимся по программам МВА, Executive МВА, и DBA ("доктор делового администрирования"), в области информационных технологий. Например, я участвую в проведении в подмосковном Виноградове выездного семинара для слушателей ЕМВА на тему "Стоит ли тратить деньги на корпоративные информационные системы?" Также руковожу подготовкой выпускных работ по этой тематике.
— Что вас привлекает? Вряд ли это всего лишь дополнительный заработок.
— Конечно, деньги не главное. Мне вообще интересно преподавать, потому что административная работа — это явление временное, если хотите — побочное. А преподавание не дает "ржаветь", и в этом смысле Высшая школа менеджмента — живая, динамичная образовательная среда. Я что-то даю слушателем, они что-то дают мне взамен.
— Почему именно к ним?
— Вот у вас есть друзья? Почему вы выбрали их, а не других?
Эти люди мне интересны, меня с ними связывают дружеские отношения. С Сергеем Филоновичем и Геннадием Константиновым у нас есть совместные бизнес-проекты.
Мне интересно наблюдать за развитием Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, сравнивать с тем, что происходит в Государственном университете управления, где сейчас меняется структура дополнительного образования, создается новая бизнес-школа, объединяющая программы МВА различных подразделений. Для меня работа в Вышке — в некотором смысле "подглядывание". У школ бизнеса ГУУ и ГУ-ВШЭ много общего — они работают в структуре больших университетов и этим отличаются от других форм организации бизнес-образования — например, от независимых частных школ бизнеса.
— Есть ли в Высшей школе менеджмента другие приглашенные профессора?
— Да. Я знаком с Михаилом Зайцевым, проректором Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства. Он читает курсы, связанные с количественными методами, и его, как и меня, считают почти что штатным преподавателем. Мы, кстати, оба экономисты-кибернетики по первому образованию.
Профессора школы — это сложившаяся команда, каждый член которой, как нам кажется, незаменим. Ведь чаще всего бизнес-школа — это один лидер, формирующий преподавательскую команду "под себя". А Высшая школа менеджмента представляет собой товарищество, эдакую "кофейню на паях".
— Что еще, на ваш взгляд, выделяет Высшую школу менеджмента ГУ-ВШЭ на российском рынке бизнес-образования?
— Школа грамотно позиционирует и выстраивает свои программы. Например, все говорили о DBA, многие даже ее начинали, но никто не формулировал миссию и идею DBA так хорошо, как Сергей Филонович. Он сказал, что это программа, которая помогает топ-менеджеру обобщить свой опыт так, чтобы он был интересен другим. Это понятная цель, исходя из которой, программа выстраивается прагматично и четко, как бизнес.
Точно так же есть понимание миссии и ключевых идей других программ. Программа EMBA представляет собой цикл семинаров, и все хорошо понимают, почему выбраны именно такие-то темы семинаров, почему занятия проводятся в такой-то форме.
ЕМВА — это программа МВА для собственников компаний и топ-менеджеров с большим опытом работы, и в этом ее отличие от программы МВА, предназначенной для менеджеров не столь высокого уровня. Это принципиально разные программы. Для МВА в России существуют государственные требования, для ЕМВА — нет. Многие бизнес-школы выдают выпускникам своих ЕМВА государственный диплом МВА, хотя, строго говоря, не должны этого делать. А в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ от этого отказались: качество диплома ЕМВА гарантировано ее брендом, как и диплома DBA.
Еще одна особенность Высшей школы менеджмента — отсутствие стремления получить аккредитацию своих программ на Западе. Ведь здесь формируется уникальная образовательная модель. Коллеги ничего не копируют на Западе — напротив, создают такие продукты, которые могут заинтересовать Запад. Здесь реализуются российские программы, которые отражают все наши реалии, но в то же время построены по общепринятым стандартам.
— Есть ли отличительные особенности у слушателей, с которыми вы работаете в Вышке?
— Студенты МВА Высшей школы менеджмента моложе, чем те, кто приходит на аналогичные программы в ГУУ. Все они появляются там без затрат школы на рекламу. Слушатели и выпускники рассказывают о школе своим друзьям и коллегам, вокруг нее создается своеобразная социальная сеть, социальное сообщество. Школа почти не проводит презентаций, дней открытых дверей и на образовательных выставках особенно не позиционируется.
Слушатели Высшей школы менеджмента способны воспринимать достаточно сложные курсы, стремясь получить нужные компетенции в соответствующих областях. В Государственном университете управления я преподаю на профессиональной программе MBI (Master of Business Informatics), то есть разговариваю со слушателями на одном языке. А чтобы завоевать аудиторию программ МВА, где не предусмотрена специализация в области информационных технологий, обычно нужно сильно упрощать курс. В Высшей школе менеджмента такой необходимости у меня нет — образовательный уровень слушателей достаточный для понимания моих курсов, есть стремление узнать новое.
В Высшей школе менеджмента довольно высокие цены за обучение — развитие осуществляется за счет элитарности, а не благодаря большим оборотам. Слушатели уже многого добились в менеджменте или в бизнесе, знают, чего хотят получить от учебы, готовы платить за нее немалые деньги.
— Попав однажды в Высшую школу менеджмента, слушатели зачастую не ограничиваются только программой МВА, потом возвращаются на ЕМВА, DBA, участвуют в специальных семинарах для выпускников.
— Да, среди наших слушателей много таких, для которых наши лекции — как стихи, которые нравятся уже потому, что они им созвучны. Они находят свои мысли в наших словах и хотят встречаться с нами снова и снова. Действительно, есть специальные проекты, рассчитанные на выпускников программ Высшей школы менеджмента, и, честно говоря, я не ожидал, что они окажутся интересными и для людей со стороны.
— Какие это проекты?
— Никому в голову не приходило проводить для бизнесменов семинары, посвященные развитию стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), в этих странах, чтобы понять их особенности и обоснованность их сегодняшнего позиционирования. В Бразилии, Индии и Китае были организованы встречи с представителями бизнеса и власти, и этот проект оказался очень востребованным и интересным.
Еще один проект, придуманный Сергеем Филоновичем и Геннадием Константиновым, — "Дневник будущего". Казалось бы, идея очень простая: есть методики предсказания будущего, точнее — поиска его ростков в настоящем. "Дневник будущего" — это учебный продукт, который обучает бизнесменов находить эти ростки, выстраивать процедуры предвидения и понимать, как будут развиваться события.
Я участвовал в одном из таких проектов в Вене. Слушателей повели в музей, где выставлены произведения австрийского художника Густава Климта. На его картинах изображены женщины, но никогда не видно мужчин, которые находятся где-то рядом. При жизни его творчество не признавали, а после смерти его картины стали продаваться за огромные деньги. Вопрос для слушателей: каким образом человек, живший в эпоху Климта, мог предвидеть коммерческий успех его картин и вложить в них деньги? На мой взгляд, предлагались очень интересные и нестандартные решения.
— Вы ощущаете, что Высшая школа менеджмента является структурным подразделением огромного университета — Высшей школы экономики?
— Ощущаю, конечно. Все, что свойственно Вышке, в той или иной мере свойственно Высшей школе менеджмента. Почти все профессора школы — ординарные профессора ГУ-ВШЭ, то есть избираемые пожизненно, и это высокий статус. Ощущается влияние корпоративной культуры огромной организации, взаимодействие и конкуренция различных подразделений, и мои коллеги сами являются носителями этой корпоративной культуры. Многие дружеские разговоры, которые мы с ними ведем, рано или поздно заканчиваются обсуждением ситуации в Вышке.
— В заключение самый банальный вопрос: в чем, на ваш взгляд, секрет успеха школы?
— Прежде всего, в синергетическом эффекте взаимодействия ее профессоров. Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ — это креативность Сергея Филоновича, иррациональность Геннадия Константинова, запальчивость Игоря Липсица, рационализм Николая Берзона и женский прагматизм Ирины Ивашковской.
Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.